18 февраля 1945 года, при странных обстоятельствах (от взрыва снаряда неизвестного орудия, вдали от фронта) погиб командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии Иван Черняховский.
Именно перед 3-м Белорусским фронтом стояла задача - взять форпост Восточной Пруссии Кёнигсберг. Поэтому, заменить Черняховского мог только очень опытный военачальник.
Таким военачальником был выбран начальник Генштаба РККА А.М.Василевский.
А в это время, немецкий гарнизон под руководством генерала Отто Ляша усиленно готовился к защите Кёнигсберга.
Немецкие газеты писали: Скорее Балтийское море высохнет, чем русские возьмут Кёнигсберг
Василевский приняв командование, решил уничтожить части, оборонявшие город-крепость по частям. Для этого, вначале надо было уничтожить Хайльсбергскую группировку (вблизи от Кёнигсберга), затем гарнизон в самом Кёнигсберге, а в конце Земландскую группировку. К такой постепенности вынуждали большие потери в советских частях - в дивизиях, в среднем оставалось по 2500 человек.
Этот план начал осуществляться с разгрома Хайльсбергской группировки, а в это время, советские войска, блокировавшие Кёнигсберг начали готовиться к его штурму.
Готовиться надо было основательно. Город-крепость окружали три рубежа обороны.
Основой обороны были 15 фортов, опоясывавших город на расстоянии 5-6 км от него. Форты были автономными (имели источники воды и света, вентиляцию), имели гарнизоны в 200-300 человек и до 30 орудий и миномётов. Они были окружены рвом, а пространство между ними контролировалось огнем железобетонных дотов.
За фортами, по окраинам города шла другая линия обороны из баррикад и огневых точек.
Последней линией обороны в самом городе были крепостная цитадель, башни, укреплённые казармы и бастионы из особо прочного кирпича.
При этом, всё что можно было заминировать, было заминировано.
Немецкий гарнизон состоял из 4 пехотных дивизий, нескольких охранных полков и фольксштурма - около 100-130 тысяч человек (советская разведка, на тот период, оценила численность гарнизона в 50-60 тысяч, что было ошибкой).
Советские войска располагали для штурма 130 тысяч закалённых в боях бойцов, в трёх армиях.
- 11-й гвардейской под командованием генерал-полковника Галицкого
- 43-я армия под командованием генерал-лейтенанта Белобородова
- 50-й под командованием генерал-лейтенанта Озерова
Их поддерживала 18-я воздушная армия и дальнобойная морская артиллерия Балтийского флота. Советские войска превосходили по танкам немцев в 9 раз, по самолетам в 14 раз. На каждый километр штурма приходилось по 250 орудий и миномётов.
Перед штурмом была проведена тщательная аэроразведка укреплений крепости. На основе данных, была подготовлена подробная карта города.
Штурмовать город должны были 26 штурмовых отрядов по 350-400 бойцов и 104 штурмовые группы по 150-160 бойцов.
Для того, чтобы подвезти боеприпасы и маневрирования 305 мм гаубиц на железнодорожных платформах, была расширена железнодорожная колея.
31 марта 1945 года три советских армии заняли позиции на изготовку у Кёнигсберга. Погода была не лётная и наступление, планировавшееся на 1 апреля пришлось отложить.
Но зато 2 апреля начался четырёх дневный артиллерийский обстрел. 305 мм гаубицы также выпустили 1800 снарядов, которые нанесли существенный вред фортам.
Только 6 апреля 1945 года войска пошли в наступление.
В полдень советские штурмовые группы с трех сторон атаковали форты. Авиация из-за плохих погодных условий не могла поддержать наступающие части. Вся тяжесть боёв легла на пехоту.
Уже к вечеру 6 апреля было захвачено несколько фортов, перекрыта железнодорожная дорога в порт Пилау.
Утром 7 апреля погода улучшилась и на город обрушилась советская бомбардировка.
Штурмовые группы, имея впереди танки и САУ с саперами брали дом за домом. Зачистку проводили саперно-штурмовые части с огнемётчиками. Если враг оказывал особо упорное сопротивление, вызывали штурмовики Ил-2.
Ожесточенное сопротивление оказывал форт № 5, прикрывавший дорогу на Пиллау, откуда к немецкому гарнизону могло подойти подкрепление.
Советские части уже взяли другие форта и вели бои в центре города, а он несмотря на беспрерывную бомбардировку и артобстрел отстреливался. Все попытки подобраться к нему отбивались огнем.
Только, после того, как артбатарея Шубина открыла огонь прямой наводкой по огневым точкам форта, саперы ночью 8 апреля смогли подобраться к его стенам. Саперы взорвали одну стену и штурмовики смогли ворваться внутрь форта. Только, утром 8 апреля гарнизон форта сдался в плен. Красное знамя над главной башней форта лично поднял лейтенант Мирза Агамурад оглы Джабиев. Он, вместе с 14 советскими бойцами, штурмовавшими форт был награжден званием Героя Советского Союза.
8 апреля была взята большая часть города, включая вокзалы и порт. Гарнизон был разрезан две изолированные части. Попытка немцев прорваться из города была пресечена. Такая же попытка немецких частей с Земландского полуострова была пресечена извне.
9 апреля на немецкий гарнизон обрушился новый град бомб и снарядов. Это полностью деморализовало противника, и вечером 9 апреля генерал Отто Ляш подписал капитуляцию.
10 апреля были ликвидированы последние очаги сопротивления. Кёнигсберг был полностью очищен от противника.
Капитуляция Кёнигсберга лишила руководство Третьего рейха надежды на успешную оборону Германии.