"Яркой звездой в туманной дали светится перед глазами каждого, приближающегося, с какой бы то ни было стороны, в нашей северной столице, громадный позолоченный купол Исаакиевского собора. Как колокольня Ивана Великого неразлучна с первым впечатлением первопрестольной, так Исаакиевский собор неразлучен с первым впечатлением Петербурга. Вышиною своею он превышает все постройки Петербурга, находится в самом центре столицы, и служит лучшим ея украшением, ея гордостью, считаясь, по справедливости, одним из первых храмов в Европе"
- так об Исаакиевском соборе писал П. Преображенский в своей книге в 1894 г., посвященной 75-летию возобновления строительства храма.
С того времени прошло уже более века. За это время северная столица претерпела множество изменений, однако и сегодня собор преподобного Исаакия Далматского остается не только яркой городской доминантой, но и является уникальной мировой "жемчужиной", привлекающей к себе массы туристов со всего света.
А начиналось зарождение собора в петровские времена, в период строительства города на Неве, и главным вдохновителем строительства храма во имя св. Исаака Далматского являлся сам Петр Великий, поскольку день его рождения (30 мая) совпадал с днем церковной памяти этого святого. В 1706 г. в Адмиралтейской слободе (где на тот момент на местных верфях трудилось более 10-ти тысяч человек) на месте одного из производственных строений был заложен первый вариант Исаакиевской церкви, которая на тот момент представляла собой обычный деревянный сруб размерами 18х9 метров.
По одной из версий данный храм сгорел в 1710 г., однако, бытует мнение, что церковь была разобрана где-то после 1712 г. (имеются сведения о том, что в 1712 г. в Исаакиевском храме венчались Петр I и Екатерина Алексеевна), т.к не смог вмещать в себя всех желающих.
В 1717 г. Петр I уже закладывает первый камень в основании нового Исаакиевского храма (на новом месте, где позднее возвели здание сената), архитектором которого изначально был немецкий специалист Георг Маттарнови. Однако, в 1719 г. он умирает и бразды "правления" переходят на некоторое время к Николаю Гербелю. Достраивал же церковь уже каменных дел мастер Яков Неупокоев. В 1727 г., храм,
"имеющий форму греческого креста, ,28 саж. длины и 9,5 саж. ширины, опирающийся внутри на 8-ми столбах, из которых 4 средних поддерживали купол, оканчивающийся шпилем и бронзовым позолоченным крестом. в 7 ф. 8 дюймов"
был торжественно освящен.
Как отмечали специалисты в то время - второй вариант храма "не замечательный по своим размерам, отличался еще менее изящностью своих форм и богатством своих материалов". Самой главной достопримечательностью этой церкви были часы с курантами, вывезенные Петром I из Амстердама, за которые он отдал 35 тыс. рублей ассигнациями. Через несколько лет эксплуатации в стенах храма образовались трещины и их пришлось укреплять посредством внешней галереи. В 1735 г. в шпиль колокольни ударила молния. Начался пожар. Колокольня и часы были утрачены, да и сам храм был сильно поврежден.
"После этого здание исправлялось еще не раз, и даже железная крыша его была заменена медною; но оно не было уже никогда приведено к окончанию, имело жалкий вид, и впоследствии снесено было вовсе."
В 1762 г. на престол вступила Екатерина II и в память о великом монархе (Петре I) она принимает решение о постройки нового мраморного храма во имя св. Исаакия. К строительству был привлечен архитектор Ринальди, который и приступил к работам в 1768 г. Однако, ему удалось сделать задуманное только до карниза: работы были остановлены из-за преждевременной кончины императрицы. Вступивший на престол Павел I уже по иному относился к "памяти Петра I": во-первых, было высказано мнение, что первоначальный проект устарел в связи с "изменившимися вкусами", во-вторых, посчитали, что фундамент , выложенный Ринальди не способен выдержать вес мраморных облицовочных плит, ну, а, в -третьих, проект Ринальди требовал больших финансовых вложений, от которых решили отказаться. В итоге, все запасы мрамора были отправлены на строительство резиденции нового императора (Михайловский замок), а что касается Исаакиевского собора, то его закончили кирпичом, при этом значительно уменьшив как габариты храма, так и его колокольни и куполов.
12 декабря 1802 г. , в день рождения императора Александра I , "усеченный"(третий вариант Исаакиевского собора) храм был освящен в его личном присутствии.
Однако, новый храм, "далеко не изящный внешне", уже не "удовлетворял вкусу времени и условиям гармонии с окружающими его постройками", занимая при этом середину одной из центральных площадей города, окруженную роскошными зданиями. Поэтому Александр I и замыслил "модернизацию" собора, который
"должен быть и снаружи, и внутри, по богатству и благородству архитектуры, представлять все, что возбуждает удивление в самых великолепных церквах Италии".
В 1809 году объявляется конкурс проектов по реконструкции Исаакиевского собора, в котором принимают участие самые известные архитекторы того времени: Камерон, Кваренги, Воронихин, Захаров и др., но все их идей были "забракованы" императором, т.к. во всех представленных работах авторы предлагали строительство нового храма. В 1813 г. состоялся второй тур конкурса, который также не дал положительных результатов и только в 1816 г., когда Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина (в простонародье - Августин Бетанкур), возглавлявший Комитет по делам строений и гидравлических работ, представил Александру I малоизвестного молодого французского архитектора Августа Августовича Монферрана, дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки: француз продемонстрировал императору рисунки с набросками собора, которые сильно заинтересовали высочайшую особу, а кроме этого Монферран доказал, что возможно дать храму совершенно новый вид, сохраняя все созданное в нем ранее (в особенности его алтари). Вскоре был подписан соответствующий указ о назначении Монферрана главным архитектором храма и он, собрав вокруг себя команду единомышленников в лице известных художников и архитекторов (Шрейбер, Шебуев, Рихтер, Павлов, Пуаро, Козляинов, Вейгельт, Бруни, Штейбен, Васин и др.) в 1818 г. приступил к воплощению проекта в жизнь, который реализовывался на протяжении последующих 40 лет.
Следует заметить, что работать в спокойной обстановке Монферрану не пришлось: слишком много было у него в России завистников и "доброжелателей". Многие из них впоследствии оказывали посильную "помощь" членам специально созданной императором "Комиссии о построении Исаакиевского собора", которая осуществляла руководство и надзор за проектом. Так в 1820 г. свои замечания по проекту Монферрана представил архитектор А. Модюи. В результате фактически все работы были приостановлены до 1824 г. и Монферрану, чтобы остаться главным архитектором собора, пришлось переделывать проект с учетом замечаний. В итоге в 1825 г. был утвержден новый проект храма.
Одной из главных задач, которые предстояло решить Монферрану была проблема с фундаментом.Прежний фундамент был положен только под одни стены, что было недостаточно для новой, более тяжелой конструкции храма. Монферран принимает решение в еще не занятой основанием площади будущего здания вырыть котлован на глубину около 7-ми метров и вбить в него 10762 сваи такой же длины и диаметром 25 см (расстояние между сваями равнялось диаметру свай). Далее на всю эту поверхность были выложены два ряда гранитных плит. В дальнейшем новый фундамент был связан со старым. В результате под всем собором появилась монолитная опора, позволяющая выдержать большие нагрузки в болотистом грунте.
Вторая, не менее важная задача - гранитные монолитные колонны собора, которые были различного размера для каждой из трех частей храма: в состав портика входило 48 колонн самого большого размера (в диаметре около 1,5 м и высотой 17 метров); колоннада вокруг главного купола состояла из 24-х монолитов высотой около 13-ти метров; в состав 4-х колоколен входило 32 колонны высотой около 9-ти метров. Несложно подсчитать, что всего надо было изготовить и установить 104 гранитных монолитных колонны. Добыча колонн осуществлялась на 2-ух островах Финского залива (Халнеми и Пютерлакс) и обходилась в 20 тыс. рублей ассигнациями (без учета стоимости доставки). Первая пара из 48-ми самых больших колонн, весом каждая по 123 тонны, была доставлена в Петербург 30 сентября 1820 г. Для установки колонн было разработано специальное устройство, посредством которого данный процесс занимал всего 40-45 минут. Каждый установка была для жителей города большим зрелищем, на которое собиралось большое количество людей, в числе которых были и знатные вельможи. На одной из первых установок колонн присутствовал даже Николай I.
Еще одна особенность проекта Монферрана - колонны были установлены раньше возведения храмовых стен (вопреки принятым архитектурным нормам). Что же касается стен (толщина которых доходила местами до 5-ти метров), то они состояли из гранита, кирпича и мрамора. Цоколь состоял из 2-ух кладок гранитных плит и заканчивался на высоте около 3-х метров от земли непрерывным мраморным карнизом. Далее следовали кирпичные стены, скрепленные промежуточными гранитными вкладками, расположенными на расстоянии 1,5 метров друг от друга. Вся эта конструкция вдобавок ко всему была стянута железными связками на трех разных высотах и облицована мрамором толщиной 40-50 см. Высота стен Исаакиевского собора составляла около 35-ти метров.
Храм имел пять куполов, устроенных на парусных сводах. Четыре из них (меньшего размера) были расположены в углах здания и выполнены по стандартной технологии. Центральный же купол с диаметром свода 25,8 метра был полностью металлическим (до Исаакиевского собора по такой технологии было сделано всего лишь 2 купола в мире). На его изготовление было израсходовано 80 кг золота, 216 тонн бронзы, 35 тонн меди, 352 тонны кованого железа и 718 тонн чугуна.
В соборе насчитывалось 15 дверей (все они бронзовые). Три из них выделялись не только необычайными размерами ( высота 14,7 метра, ширина 8,4 метра), но и богатством своего убранства. В результате, они сами по себе уже были своеобразными памятниками искусства.
Протяженность стен внутри собора, с запада на восток, составляет 62 метра, с севера на юг - 45 метров. Вся внутренняя часть собора разделяется восемью устоями на три продольных и пять поперечных пролетов.
Мы сейчас не будем касаться внешнего декора храма и его внутреннего убранства (это темы отдельных рассказов), отметим лишь, для примера, что его алтарная часть представляла собой такую роскошь и богатство, каких не было в то время ни в одной из православных церквей.
Самый большой колокол собора весил 21 тонну (располагался в колокольне справа от северного портика). Он был вылит в С.-Петербурге валдайским мастером Стуколкиным из старых сибирских пятаков, в которых имелось значительная примесь серебра и золота. В качестве образца был взят один из известных московских колоколов.
P.s. В 30-ые годы прошлого века все оригинальные колокола были уничтожены. Их воссоздание началось в 2012 г.
Торжественное освещение нового храма состоялось 30 мая 1858 г. в присутствии Царских Особ (императора Александра II и членов его семьи) , высших сановников, всего петербургского духовенства, многочисленных иностранных гостей и толпы народа.
За 40 лет на строительство Исаакиевского собора было потрачено более 23 млн руб. серебром.
Что же касается самого Монферрана, то
"за сооружение собора ему был пожалован чин действительного тайного советника, единовременно 40 тыс. рублей, пенсия в 5 тыс. руб. (которая затем перешла на его вдову)и, наконец, украшенная драгоценными алмазами золотая медаль, выбитая по случаю окончания собора."
Однако, автор этого грандиозного сооружения, во время освящения храма видел его в последний раз: через несколько дней он слег в постели и вскоре скончался от "карбункула" на 75-ом году жизни. Монферран очень хотел, чтобы его похоронили в одном из многочисленных подземных сводов Исаакиевского собора, но т.к. он был католик, то Александр II не удовлетворил его просьбу.
Что же касается собора, то после завершения строительства он был передан в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий...
Вот такова, вкратце, история создания одного из величайших памятников архитектуры нашей страны, который по изыску и роскоши внутреннего убранства намного опередил своих мировых "конкурентов". Поэтому, чтобы не пропустить новый материал, посвященный этим вопросам - подписывайтесь на наш канал и Вы всегда будете в курсе происходящего.
Источники информации:
1. "Исаакиевский собор" П. Преображенский, 1894 г.