После выступления Маргареты Зелле в музее газеты написали: "Даже Париж такого еще не видел." А через год ее уже называли мировой звездой, "королевой танца", подвинув с этого пьедестала даже несравненную Айседору Дункан, танцовщицу, открывшую новый, "свободный" стиль танца. Венская пресса писала: "Айседора Дункан умерла, да здравствует Мата Хари!"
Вместе со славой Мату Хари немедленно окружило огромное количество слухов и версий о ее происхождении и личной жизни. Одни говорили, что она индийская принцесса - дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны. Другие - что ее вырастили монахини-жрицы восточного монастыря, обучившие девушку искусству танца и любви, и что в Европе она оказалась с одним английским офицером, женившемся на ней по большой любви.
Но автором большинства невероятных историй о ней была сама Маргарета. Сговорившись с чужим слугой индусом, она разыграла прилюдно целый спектакль, когда индус, якобы отправленный к Мате Хари ее матерью - индийской княжной, умолял ее вернуться на родину, чтобы выйти замуж за своего жениха - богатого индийского раджу. Разумеется, эти истории привлекали на ее представления огромное количество людей - все хотелось посмотреть, как танцует настоящая индийская принцесса. К тому же ее танцы были настолько наполнены чувственностью и эротизмом, что это казалось удивительным даже для пресыщенного Парижа.
Танцующая среди лепестков роз, раздевающаяся к концу представления практически донага смуглая красавица имела множество поклонников. Эмиль Гиме, в музее которого состоялся первый триумф Маты Хари, влюбился в нее практически с первого взгляда и даже прекратил общение с семьей ради связи с Матой Хари. Но, несмотря воистину королевское содержание, которое Гиме обеспечил танцовщице, очень скоро его сменили новые щедрые поклонники.
В 1906 году Мата Хари покорила Мадрид так же, как за год до этого Париж. Теперь любой, самый известный театр жаждал заполучить ее в свои примы. Она выступала на одной сцене с Федором Шаляпиным и Эммой Кальве, в "Ла Скала" и в Фоли Бержер, в палаццо Барберини в Риме. Для нее писал свою музыку Жюль Массне, а Джакомо Пуччини осыпал ее цветами после каждого спектакля. Пуччини увез Мату Хари в Верону, а Массне пытался свести из-за нее счеты с жизнью.
Затем последовали гастроли в Берлине и Вене, а в списке любовников рядом с именами композиторов появилось имя германского кронпринца. Следом добавились барон Ротшильд и французский военный министр Мессими, немецкий офицер и землевладелец Альфред Киперт и французский финансист и политик Феликс Ксавье Руссо.
Руссо поселил Мату Хари в своем замке на Луаре и одно время она даже была готова оставить сцену ради него. Но, когда у финансиста начались проблемы из-за непомерных трат танцовщицы, она быстро передумала. На мой взгляд, у Маты Хари был дар находить мужчин, готовых окружить ее роскошью и выполнять любую прихоть. Причем все они спокойно мирились с наличием соперников и были рады ее возращению даже через несколько лет.
К 1907 году у танцовщицы было уже столько средств на счетах, что она могла себе позволить давать благотворительные представления. При этом она прекрасно понимала, что она отнюдь не профессиональная танцовщица и что основная причина ее популярности заключается в том, что она раздевается во время танцев. Кстати, другие танцовщицы - непрофессионалки очень быстро сориентировались и начали использовать изюминку Маты Хари. Публика тоже это понимала, но тем не менее Мата Хари была вне конкуренции. Газеты писали, что она очаровывает не только глазами или губами, но и игрой своего тела. Хотя, на мой взгляд, даже закутанная с ног до головы, она все равно притягивала взгляд. Даже зная о ее репутации "пожирательницы состояний" мужчины не могли устоять перед ее чарами.
Однако, Мата Хари все же не была профессиональной танцовщицей и на профессионалов ее чары не действовали. Когда она решила поступить в балетную труппу русского балета Сергея Дягилева, ей не помогли даже дополнительные уроки по балету.
Однако 1914 году ситуация изменилась. Весь мир жил в ожидании войны. Интерес к восточной экзотике сходил на нет, а Мата Хари не молодела. Что произошло дальше, можно узнать из моей следующей статьи. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное. Начало истории про легендарную танцовщицу и другие истории, связанные со знаменитой тюрьмой Консьержери, можно найти здесь:
Мата Хари. Каким танцем дочь шляпника покорила Париж
Невиновный шпион. Скандальное дело Альфреда Дрейфуса
Где в Консьержери "Парижская улица" и при чем тут Сара Бернар