Найти тему
LUKE

Орден с отбитым краем на ладони…

Это писал я, 12 лет назад.

С праздником, друзья!

***

На моей ладони орден. Орден «Красной Звезды». В центре боец с винтовкой, с примкнутым штыком, наперевес и перламутровые лучи звезды от него. Лак с края одного луча отбит, уставший от времени металл потускнел. Чувствуешь в руке приятный вес награды и тепло холодного металла.

Это личная награда Фёдора Михалюка, храниться в семье.
Это личная награда Фёдора Михалюка, храниться в семье.

Улыбаюсь, вспоминая деда. Высокого роста, спокойный и твердый, он всегда молча сносил брюзжание бабки и делал все по-своему. Приходил с работы уставший, садился за самодельный, грубый деревенский стол. В доме, который построил сам. И вокруг него была большая семья, которая за своей суетой, почти его не замечала. Семья, которая пошла от него. Тогда я был мал, и не мог понять многого, что понимаю теперь, но я запомнил своего деда.

Воевал он пулеметчиком, всю войну на передовой. Что остался жив – чудо. Западная Украина быстро оказалась под оккупацией, он отступал с нашей армией. Как, наверняка, было тяжко уходить с родной земли, оставляя ее фашистам, оставляя врагу родных.

У деда обе ноги прострелены, от этого он чуть заметно прихрамывал. Но жизнь в колхозе требует ежедневного тяжелого труда, и он никогда не жаловался. Он вообще мало откровенничал, и не тратил слова попусту.

Умер он осенью, в 89-ом, всего на пару месяцев пережив бабушку. Плохо ему было без нее, горе. А сам ведь еще был крепок - тоска его забрала.

На моей ладони орден «Красной Звезды» с отбитым краем. Тепло от него и немного грустно.

***

Со “срочной” я увольнялся в год пятидесятилетия Победы, 17-го мая. И мне довелось участвовать в параде. Насколько помню, в Мурманске это был первый парад с участием военных, за многие годы. В неопределенности рубежа девяностых как-то потерялся даже такой праздник… Да - несколько лет в городе, на «9 Мая», проводили только шествие, без марша военнослужащих. Может считали «излишней помпезностью», пережитком «соц.времени»… Не знаю почему.

Муштровали нас месяца три, по нескольку часов почти ежедневно. Я был направляющим в «коробке» - по мне ряд держал равнение. Фуражку ладонью отцентровал, автомат к груди и по плацу, чуть касаясь товарища плечом – раз, раз, раз-два-три…

Я, тогда еще курить бросил, к «дембелю 94-го». А потом нам еще ½ года страна от души добавила… И я некурящий, в коротких перерывах, носом втягивал дым в кружке сослуживцев. Отчего-то запомнилось.

В Мурманске всегда на «9 Мая» непогода и снег. Так повелось - и у природы есть свои традиции наверное. Мы стояли на площади, в строю, уже почти с час – кто-то опаздывал – толи мер, толи губернатор. Потом все же начались торжественные речи…

Холодно. Даже в шинельке. Не двигаясь-то.

Слева строй “морпехов”, справа – “погранцы”. Мы еще на репетиции разглядели друг-друга. “Морпехи”, честно, шли тогда лучше.

Вот, наконец - приветствие к строю. Пауза в две секунды и разом, выверено -«Здрав-рав-рав–тов.генерал... Ура! Ура! Ура!»

Отрявкали что надо.

«К торжественному параду… Посвященному пятидесятилетию победы… Товьсь! На-пра-во! Шаг-ом марш!»

К чему этот рассказ?

Знаете, как нас встречали горожане, скопившееся на пяточках, чтоб лучше все видеть? Такого ликования я не видал никогда.

Радость, ободряющие выкрики, бесконечное «Ура!»

«Мальчики, молодцы, мы с вами!»

«Ребята, хорошо идете!»

Это был первый парад за многие годы. И люди ждали этого дня. Ждали возможности вновь почувствовать себя гражданином великой страны. После лет томления в очередях за обычными продуктами, после безвольной власти, льющей бессмысленные речи с телеэкранов…

Почувствовать единение. Испытать гордость за себя, как частичку истории родины. Такой порыв, который пережили наши деды в 45-ом.

Сегодня кто-то говорит, что тогда, в сороковые, многое было не так… Что де - восхваление и культ. Что надо прировнять воевавших с обеих сторон к одному режиму, просто с разными вождями…

Где-то, совсем рядом, маршируют старики-эссовцы, а молодые-борзые вскидывают руку в нацистском приветствии, ощущая собственную «крутизну»…

Власти «независимых» стран активно торгуют своей независимостью, размещая военные базы и проводя учения…

Мой дед защищал Родину. Родину от захватчика. Не Сталина и партию, нет. Своих близких, свой дом. Россию, будучи украинцем. Потому что это была одна, наша страна. И враг был реальный, идущий по нашей земле с определенной, конкретной целью. Чтоб у моего деда никогда не было внука. А у моего народа больше не стало истории.

Сегодня вновь непростое время… Не буду ни к чему призывать, ни в чем убеждать. Просто помните, помните, что вы – часть нашей страны, неотъемлемая часть истории нашей Родины…

Просто подумайте, не с кем вы / против кого, а для чего и как живете в этой стране? Можете гордиться своими делами, детьми, работой? И ведь, никогда не поздно постараться изменить себя, если вдруг что не так.

***

Я сжимаю в ладони орден. Орден «Красной Звезды». Боевая награда моего деда. Человека решительного и прямого. Твердого и честного.

Он успел подержать на коленях внука, да не одного! И это, наверняка ,была ему самая большая награда.