Найти тему
ЗдОрОво живём!

Потерянные фото ветеранов

Когда я искала фотографию деда для Бессмертного полка, бабушка сказала: - Ничего не осталось, что было, все пионерам раздал.

В пионерском детстве была четкая организация: школа - дружина, класс- отряд, ряд парт в классе - звено. Три ряда = три звена и столько же звеньевых. Я была звеньевой и у меня был план мероприятий нашей маленькой ячейки. Обязательным пунктом было шефство над ветеранами, адреса которых нам "выделяли".

Тогда, кстати, на дверях квартир очень много висело ветеранских табличек, даже искать не надо было, все знали - вот здесь и живет, прошедший войну человек.

Вот такие. Фото с сайта http://archive.violity.com/
Вот такие. Фото с сайта http://archive.violity.com/

Для отчета по шефской помощи, у нас была специальная ветеранская тетрадка. Вначале в нее записывалась история человека, обязательно с его фото. Чем больше фотографий, тем лучше.

И что удивительно, они отдавали их нам. А тогда ведь не было ни ксероксов, ни других способов размножения фото. Их печатали с негативов специально обученные люди. Нет негатива - фото не восстановишь. И эти добрые дедушки и бабушки отдавали нам свою единственную память. Только уже будучи взрослой, поняла, чего им это стоило. Где эти фотографии сейчас? Ведь сгинули безвозвратно.

Один раз только ветеран горько посетовал, что отдал самую последнюю фотографию пионерам, просил их обязательно вернуть, но больше ее не увидел. Он не помнил ни класс, ни школу, просто поверил ребятам на слово, очень жалко его было.

Нашу тетрадку без фото забраковала классная руководитель и папа одноклассника согласился сфотографировать ветерана для нас. Это был праздник у пожилых людей! К нашему приходу они нарядились, дедушка достал свой сохранившийся китель и награды, бабушки испекла блины. Мы, дети, не понимали их радости, для нас это была обуза - лишний час сидеть со стариками и отвечать на их вопросы о школе, об интересах и прочей ерунде.

Вторым моментом шефства - была помощь по хозяйству. Помогать не всегда удавалось, ветераны часто отказывались. А нам надо было писать отчет о помощи в этих же тетрадках. Поэтому задания выпрашивали, чуть не плача. Убираться просили редко, видимо не очень хорошо мы это делали, в основном - сходить в магазин, или выбросить мусор.

Два раза в месяц мы должны были приходить к ветеранам помогать и снова записывать воспоминания. Мы по-честному каждый раз спрашивали: "ничего больше не вспомнили?" Искренне считая, что так способствуем сохранению истории. Детство - бесхитростно.

Некоторым старикам было в тягость наше навязчивое внимание, они просили не приходить и не беспокоить их больше. Таких мы считали несознательными, к ним шла наша классная руководительница. Иногда, после разговора с ней, нас продолжали пускать в квартиру, иногда она давала нам новый адрес.

Отчеты звеньев хранились в особых местах, там же где и планы отряда, поручения дружины, флаг и горн. Куда они девались потом - я не знаю до сих пор. Но, понимаю, что точно также теперь их родные не находят фотографии, которые лежат... Я даже не думаю, что в архивах школ. Боюсь, их просто выкинули после развала пионерской организации.

Вот так, никогда не знаешь как все обернется в жизни.

Поздравляю всех с Праздником Победы!

Кстати, заметили сегодня в трансляции парадов - у городов были названия военного времени?

Чкалов - Оренбург, Молотов - Пермь, Свердловск - Екатеринбург. Москва всегда Москва.
Чкалов - Оренбург, Молотов - Пермь, Свердловск - Екатеринбург. Москва всегда Москва.