По рассказам моей бабушки Гапоновой Татьяны Трофимовны.
Ей было всего 3 месяца, когда умер ее отец - Симонов Трофим Андреевич, отца она знает только по рассказам своей матери - Марии Гавриловны.
◼️Трофим ушёл на войну в 1941 году и попал в плен, и был в Чехословакии в концлагере.
Пришёл с войны в 35 лет, только в 1947 году.
Когда возвращались с войны, шли по улицам, улицы были разгромлены, что смогли, то и взяли как трофеи. Привёз велосипед 🚲 немецкий, две шелковые блузки, штаны немецкие и немецкую фуражку.
Он очень тяжело болел, спина была вся иссечена, на ней остались рубцы. Почки отбиты. Прожил всего год после того как вернулся домой и умер в 36 лет предположительно от того, что отказали почки.
◼️Еще два брата Трофима - Александр и Борис погибли на войне, домой так и не вернулись.
◼️Ещё бабушка вспоминает своего дядю Симонова Илью Андреевича - родного брата Трофима.
Илью забрал «Черный ворон» за то, что был комсольцем. Увезли в Казахстан, потом в 1941 началась война.
Со слов бабушки Илья попал в плен, пытался бежать, и даже получилось - но обратной дороги он не знал, он ходил, плутал по лесу 40 дней, ел одну бруснику, на его след напали собаки и немцы вновь вернули в его концлагерь, жестоко избили, настолько жестоко , что он оказался при смерти.
И он не мог даже шевелиться, непонятно было жив он был или мёртв. После чего его кинули в яму с мертвыми, и стали закапывать. Он из последних сил застонал, его вытащили те, кто закапывал, такие же как и он, пленные красноармейцы, тайно выходили, помогли выжить.
После окончания войны Илья Андреевич так и остался в городе Джезгазган. Домой в Можары (Рязанская область) вернуться он не мог в то время по законам того времени из-за ареста на 10 лет и даже не имел прав дать о себе весточку своей семье.
Но ему разрешали ездить в санаторий, и вместо санатория он тайно вернулся в родные края и навестил семью. Он рассказал, что живет в Казахстане, работает, есть квартира, но из-за того, что его репрессировали, домой не может вернуться.
Намного позже его реабилитировали, признали невиновным, в письме принесли извинения за то, что неправильно осудили. Но там он создал уже семью, поэтому и решил остаться. Так Илья Андреевич остался там и прожил в г. Джезгазгане всю свою жизнь.
🔲По рассказам моей второй бабушки - Антонины.
Ей было всего 4 года, когда немцы пришли и заняли их дом в деревне Веретьево близ Любани. Ее совсем маленькую вместе с семьей отправили жить в подвал их же дома.
Со слов бабушки Тони немцы их не обижали. На мои расспросы и удивление, сказала лишь, что только раз слышала, что сильно исхлыстали девочку из их деревни за то, что она у них что-то своровала.
Позже их «гнали» в Латвию, и там держали как узников.