Подвиги в годы войны совершались не только на фронте. Каждый день труд советских рабочих в тылу приближал заветную Победу. В самое тяжелое для страны время столица оставалась центром государственной власти и вместе с тем превратилась в настоящую кузницу Великой Победы. До войны в Москве работали 475 крупных предприятий, которые обеспечивали 15% всего промышленного производства СССР.
В первые же недели войны Москва превратилась в прифронтовой город, и на борьбу с врагом были брошены все силы – как военные, так и промышленные. Многим производствам пришлось быстро и радикально перепрофилироваться. Ведь уже 23 июня 1941 года все московские предприятия получили задания по выпуску новой, военной продукции.
Рабочие и инженеры проходили производственное обучение буквально на ходу, а многие инструменты приходилось срочным образом изготавливать на месте. Кадров катастрофически не хватало. Только за первые три дня войны свыше 71 тыс. рабочих и служащих столичных предприятий отправились в армию. Те же, кто остался, работали сменами по 12 часов. Также отменялись отпуска, рабочая неделя становилась для всех шестидневной, и вводились обязательные сверхурочные работы.
Ушедших на фронт мужчин заменили в цехах женщины, подростки и пенсионеры. В 1942 году они составляли 40% от общего числа московских рабочих.
С 21 июля 1941 года производственные объекты столицы не раз подвергались атакам с воздуха. Здания, корпуса, прилегающие дороги приходилось маскировать, чтобы уберечь их от бомб и огня. Так, работники одного из важнейших заводов столицы, поставлявшего Красной армии топливо, – Московского крекинг-завода (ныне МНПЗ) – соорудили фальшивый двойник своего предприятия. Его строили из фанеры в 3 км от настоящего около 2 тыс. работников. Именно ложный завод, который на протяжении 90 дней атаковали фашисты, помог спасти настоящие цеха и установки от уничтожения.
ЭВАКУАЦИЯ
Когда вражеские войска вплотную подошли к границам города, руководство страны приняло тяжелое решение: начать эвакуацию на восток. Во второй половине 1941-го из Москвы было эвакуировано около 210 предприятий. Эшелоны с рабочими, их семьями и сотнями тонн заводского оборудования уходили в многодневный путь.
Оставшиеся в Москве предприятия занялись ремонтом и восстановлением поступающих с фронта вооружений и техники, чуть позже возобновили выпуск продукции для армии. Доля производства военного назначения к ноябрю 1941 года достигла 94%. Машиностроительные и станкоинструментальные заводы перестроились быстрее всех. «Красный пролетарий» получил заказ на специальные станки, бомбы, мины и боеприпасы. На «Компрессоре» началось производство реактивных минометных установок «катюша». А на заводе «Борец» стали выпускать снаряды для «катюш», крупнокалиберные мины и минометы.
Предприятиям легкой, текстильной и обувной отрасли пришлось заменить товары народного потребления на то, что было необходимо фронту. «Парижская коммуна» перешла на выпуск армейской обуви, «Трехгорная мануфактура» – на ткани для обмундирования, шинельного сукна и парашютного шелка, «Большевичка» – на пошив военной формы.
Самые интересные изменения произошли на Микояновском мясокомбинате – там было организовано производство медицинских препаратов на основе эндокринного сырья, которое получали при убое скота. И если в 1942 году промышленность выпускала всего четыре вида этих препаратов, то в 1944-м их было уже 40.
ФАКТ: Всего за годы войны московские рабочие собрали 87 млн снарядов и мин. Каждый седьмой самолет, построенный в стране, каждый четвертый снаряд, третий миномет и каждый второй автомат, выпущенный в СССР, были сделаны в столице.