Найти тему
ТехноИнфо

Советское орбитальное оружие: от "Спирали" до "Лаптя"

Идея создания ракетоплана была всерьез воспринята руководством Советского Союза - этим проектом в 1960-е годы занималось без малого 500 предприятий страны. Однако пальма первенства принадлежит ОКБ-52 В.Н. Челомея, в котором был разработан и создан макет легкого космического самолета. Новое космическое оружие имело форму заостренного конуса, стреловидные крылья с отклоняющимися треугольными консолями.

Проект ракетоплана конструкции ОКБ-52 В.Н. Челомея
Проект ракетоплана конструкции ОКБ-52 В.Н. Челомея

По решению партии проект был передан в ОКБ-155 А.И. Микояна. Работы над созданием воздушно-орбитального истребителя системы "Спираль" велись под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского. Уникальность проекта заключалась в том, что субкосмическим кораблем управлял пилот, для которого была предусмотрена специальная капсула.

Эскиз ракетоплана, разработанного в ОКБ-52
Эскиз ракетоплана, разработанного в ОКБ-52

В итоге было принято решение, что приоритетным направлением программы будет дозвуковой аналог орбитального самолета МиГ-105. Идея состояла в том, что орбитальный самолет выводился на высоту 30 км с помощью самолета-носителя, после этого он отделался, и за счет ракетного ускорения развивал первую космическую скорость (порядка 7,9 км/с). Это позволяло орбитальному самолету быстро выходить на космическую орбиту для выполнения поставленной задачи: разведка, перехват космических или бомбардировка наземный целей.

МиГ-105 "Лапоть"
МиГ-105 "Лапоть"

Во время холодной войны разработки космических самолетов не прекратились обеими противоборствующими сторонами. В США был создан экспериментальный летательный аппарат X-20 Dyna-Soar, а в СССР — проект МиГ-105.11. Любопытно, что силуэт советского самолета очень напоминал русскую народную обувь, поэтому его назвали “космическим лаптем”. Советский “лапоть” был готов к летным испытаниям системы “Спираль” в 1974 году.

Орбитальный ракетоплан X-20 Dyna-Soar
Орбитальный ракетоплан X-20 Dyna-Soar

Космический самолет МиГ-105 находился под управлением одного пилота. Его скорость достигала 800 км/ч, а масса составляла 3,5 т. В ходе летных испытаний в 1977 году было впервые осуществлено отделение МиГа от самолета-носителя Ту-95КМ при достижении последним высоты 5000 м. После этого самолет совершил управляемый полет и успешно сел на землю. Для получения необходимых летно-технических характеристик было выполнено шесть полетов, и в 1978 году испытания завершились.

Самолет-носитель Ту-95КМ
Самолет-носитель Ту-95КМ

Казалось бы, остался один шаг и космический самолет станет на боевое дежурство, но проект посчитали слишком дорогим и закрыли. Однако полученный опыт был бесценным при создании орбитального корабля "Буран".

Статьи по теме:

Инновации Победы

Советская марсианская программа

Судьба экипажа корабля «Союз-11»

F-35 vs молния

Летопись покорения космоса

Комментируйте, оценивайте, подписывайтесь на канал - будет много интересного!

По вопросам заказа текстов пишите @makxcc