Найти тему
Imperial Orchestra

Умирающий лебедь: история шедевра мирового балета

Оглавление

Категория 6+

Александра Иосифиди на сцене Мариинского театра. Фото с сайта classica.spb.ru
Александра Иосифиди на сцене Мариинского театра. Фото с сайта classica.spb.ru

Чувственное, лиричное, проникновенное произведение Камиля Сен-Санса вот уже более ста двадцати лет находит отклик в сердцах любителей балетного искусства.

История невероятного произведения

В 1861 году известный композитор был приглашён работать преподавателем в знаменитую французскую музыкальную школу Луи Нидермейера. Ученики искренне полюбили доброго и ласкового наставника, который занимался индивидуально с каждым из них, и между ними установились прекрасные отношения.

В знак привязанности Камиль Сен-Санс решил сочинить и посвятить своим последователям шуточную музыкальную композицию. Тринадцать миниатюр из сюиты «Карнавал животных» получились эмоциональными, быстрыми и наполненными отличным юмором, а вот четырнадцатая вышла другой, непохожей на остальных.

Её гипнотизирующая, чарующая мелодия завораживала и пробирала до самого сердца — возможно, от того, что пьеса изображала гордого и утонченного лебедя. Премьера композиции принесла оглушительный успех ее автору. В считанные сроки «Лебедь» стал знаменит по всей Европе.

Камиль Сен-Санс. Фото с сайта Яндекс.Дзен
Камиль Сен-Санс. Фото с сайта Яндекс.Дзен

В 1907 году балетмейстер Михаил Фокин поставил хореографическую зарисовку под эту композицию. Первой исполнительницей роли стала российская балерина Анна Павлова, позже своего собственного лебедя станцевала легендарная Майя Плисецкая.

Движения рук - завораживающий элемент постановки

Техническая сложность, уникальность и очарование постановки здесь заключаются именно в движениях рук. Плавные, медленные переходы, гибкость и пластика, слитые в единое целое, передают красоту картины и драматическую судьбу величественной птицы.

Балерина словно не идёт, а плывёт по сцене и в каждое мгновение готова оторваться и полететь, исполняя свой собственный танец-историю.

Затемненная сцена, белоснежное платье, вкрадчивые ноты мелодии помогают зрителю увидеть настоящую птицу, величественную в своём гордом спокойствии, и прочувствовать на себе ту драму, которая происходит с одиноким лебедем.

Эту постановку часто называют олицетворением всей балетной культуры и лицом балетного искусства — те эмоции, которое вызывает творение Михаила Фокина, невозможно передать словами.

Майя Плисецкая. "Умирающий лебедь".

За 113 лет существования «Лебедя» его играли разные танцовщицы, и у каждой из них он получался своим.

Павлова вкладывала в него печальный страх перед неминуемой смертью, Плисецкая — отчаянную борьбу с несправедливостью, Ульяна Лопаткина демонстрировала хрупкость и недолговечность жизни.

Одной из самых ярких исполнительниц этой роли считается действующая российская балерина Александра Иосифиди, заслуженная артистка России и солистка Мариинского театра.

Александра Иосифидии - "Умирающий лебедь". Фото с сайта mariinsky.ru
Александра Иосифидии - "Умирающий лебедь". Фото с сайта mariinsky.ru

Александра Иосифиди

Отличница, пример для подражания, мамина гордость и надежда российского балета Александра Иосифиди попала в хореографический зал совершенно случайно. Пятилетнюю девочку, в шутку пробующую исполнять некоторые танцевальные элементы, заметила профессионал своего дела и сразу же посоветовала ее матери отдать ребёнка в секцию.

До этого юная Саша вообще не задумывалась о карьере балерины и хотела стать олимпийской чемпионкой по прыжкам с шестом. Жизнь расставила все по своим местам — посетив буквально несколько уроков в балетном классе, маленькая Александра поняла, что это дело всей ее жизни, и отдалась будущему призванию полностью.

Ее судьба была нелёгкой: Иосифиди прошла тяжёлый отбор в Академию балета имени Вагановой, несколько раз серьёзно травмировалась, имела проблемы со здоровьем и ощутила на себе все прелести напряжённой конкуренции внутри группы, но ни разу за все время даже не подумала о том, чтобы уйти.

По словам балерины, ее жизненный путь настолько прочно связан с балетом, что бросить его — означает предать саму себя. Александра является самой высокой балериной Мариинского театра: её рост составляет 182 сантиметра и выгодно подчеркивает тонкость и изящество танцовщицы на большой сцене.

Иосифиди принимала непосредственное участие в таких знаменитых постановках, как «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и в настоящее время представляет собой одну из самых уникальных, техничных и музыкальных солисток нашей страны.

Увидеть весь цвет российского балета и открыть для себя новое направление в искусстве вы сможете совсем скоро!

16 мая в 19.00 состоится грандиозный Гала-концерт звезд балета "Созвездие классики", на котором будут представлены лучшие и известные по всему миру отечественные артисты. Фарух Рузиматов, Игорь Колб, Филипп Стёпин, Кристина Шапран и Александра Иосифиди станут не единственными участниками звездного представления.

ДК Ленсовета по адресу Каменноостровский проспект, дом 42 ждёт всех желающих приобщиться к высокой культуре и посмотреть на людей, которые своими руками пишут историю мирового балета.