Категория 6+
Невероятно новаторский балет, где ведущие партии исполняют супруги, каждый из которых признанный мастер, балет, который зрители оценили ещё до премьеры, из-за которого два деятеля искусства дрались посреди Невского проспекта, - все это балет «Спартак»! Не просто искусство, а постановка исторических событий.
История
Задуманный Арамом Хачатуряном зимой 1941 года, балет впоследствии так хорошо отображал героизм и верную любовь, сочетаясь с красотой танца и музыки, что был награждён орденом Ленина и стал самой выдающейся работой автора.
В начале Великой Отечественной Войны Хачатурян решает создать монументальный спектакль, посвящённый «лучшему человеку Древнего Мира». После насыщенной впечатлениями поездки в Италию в 1950 году, работа возобновляется и приобретает ясные очертания.
В 1956 году состоится премьера в постановке Леонида Якобсона.
Именно с последним композитор дрался на Невском. Якобсон считал музыку слишком затянутой, либретто схематичным… Не по вкусу пришлись и другие особенности. Хачатурян отстаивал права на идею вплоть до приезда милиции.
Когда балетмейстер Якобсон всё же принялся за работу, он сразу выкинул из плана почти всю классику - от музыкальных ритмов до костюмов. В итоге критики назвали «Спартака» свободной пластикой.
Любимец зрителей
В погоне за исторической достоверностью те, кто работал над «Спартаком», лишили исполнителей классических для балета нарядов, сменив их на свободные и открытые облачения. Костюмы получились такими яркими и оригинальными, что зрители хотели видеть подобное в других картинах. Даже пуанты заменились на сандалии, чтобы передалась атмосфера Древнего Рима.
Сюита «Спартак» часто появлялась на симфонических концертах, радуя слушателей. Происходило это ещё до премьеры. Музыка танцует вместе с событиями: то тянется в романтических сценах, как мёд, то несётся ветром в бой.
Постановка наполнена сценами, гениально лишёнными пошлости, но от того не менее откровенными. Особенно запоминается страстный танец солистов Михайловского театра Ирины Перрен и Марата Шемиунова. Танцоры исполняют роли Красса – римского полководца (врага Спартака), и Эгины – коварной куртизанки. Поскольку танец исполняется супругами, он получается особенно страстным и эффектным.
Танец
Ирина Перрен и Марат Шемиунов. Видео с Гала-концерта звёзд балета "Созвездие классики"/ classica.spb.ru
По сюжету Спартак противостоит Крассу, обманом вынудившего его убить товарища и отнявшего любимую. Эгина – желающая соблазнить Красса куртизанка, ведет подпольные игры и строит далеко идущие планы.
Адажио Эгины и Красса посвящено восхищению красотой и нарастающему интересу между героями. Артист балета не боится совершать нелепые, но естественные движения, чтобы передать характер и отношение своего героя и наполняется изяществом и силой, когда вступает в настоящий танец.
Партия наполнена гениальными решениями, что особенно заметно в танце Эгины. Мысли и чувства передаются через движения лучше, чем если бы они были облечены в слова. Здесь и удивление, и желание, и жгучая игра двух героев.
Итоги
Спектакль считается мужским, так как основное действие в нём происходит между двумя воинами. Они сражаются, идут в бой и вступают в конфликт, пока женщины остаются его жертвами.
Подчас нет желания смотреть весь спектакль ради того, чтобы увидеть лишь несколько действительно заслуживающих внимание сцен. Экран не передаёт всей красоты движений и музыки. В этом случае на помощь приходят гала-концерты, на которых вы может увидеть самые яркие номера в исполнении величайших звёзд балета.
16 мая в программе Гала-концерта звезд балета "Созвездие классики" появятся Ирина Перрен с Маратом Шемиуновым в образах из «Спартака». Попав на концерт в ДК Ленсовета, можно увидеть не один, а сразу 10 балетов, а точнее самые известные и яркие па-де-де из них. Кроме этого, знаменитая супружеская пара станцует дуэт из «Ледяной девы», дважды за вечер продемонстрировав мастерство совместного танца.
Вечер начнётся в 19 часов, но закончится только когда последний образ страсти или спокойствия исчезнет из мыслей. На это может уйти не один месяц.