Приветствую вас, уважаемые читатели и подписчики моего канала!
Как известно, гораздо интереснее читать материалы, несущие следы авторского пота, ошибок и даже слез (мысленных), поэтому я решил запустить цикл статей о профессиях, через которые прошел самолично. Единственно, статьи из этого цикла будут появляться не в том хронологическом порядке, в котором профессии мной осваивались, а в силу тех или иных обстоятельств, по воле случая, по собственной прихоти и, в конце концов, пробужденные вдохновением, от которого люди творческие (к коим я сам себя некоторым образом причисляю) зависят в той или иной степени.
А начну я с рассказа о сфере недвижимости.
Потеряв работу в самом начале пандемии COVID-19, я разместил резюме на одном общеизвестном ресурсе, где в числе прочих вакансий мне попадались аналоги и от агентств недвижимости. И если раньше я обходил эту незнакомую мне сферу далеко стороной, никоим образом себя в ней не представляя, то после пары-тройки приглашений от риэлторских агентств и собеседований с ними я призадумался. А почему бы и нет, собственно? Тем более, что мои навыки продаж в предлагаемых вакансиях были востребованы. В итоге я устроился в одну не очень известную компанию, которая на потоке входящих обращений продавала квартиры в новостройках, то есть, работала только с первичным рынком. Поток и в самом деле был настолько интенсивным, что после каждого входящего звонка практически сразу поступал следующий.
Кстати, непрерывный входящий поток создавался за счет полу-фейковых объявлений на Авито. То есть, за этими объявлениями стояли вполне себе конкретные квартиры в новостройках, но настолько размытые по местоположению, фотографиям и ценам, что определить адрес жилого комплекса самостоятельно было довольно сложно. А поскольку объекты выставлялись по очень привлекательным и не самым достоверным ценам, они служили приманкой для потенциальных покупателей. Цель таких вот, будем откровенны, не совсем честных объявлений - заполучить входящий звонок, и уже во время разговора с потенциальным клиентом "зацепить" его, выведать у него реальные потребности, после чего предложить другие варианты, представляющие интерес не только для покупателя, но и, в первую очередь, для продавца.
Как и следовало ожидать, почти треть звонков отсеивалась сразу, потому что люди настраивались на вполне определенные квартиры, а когда им вдруг предлагали другие варианты, они чувствовали себя обманутыми. Оставшиеся две трети входящих запросов держались "на плаву" как раз за счет вариативности предпочтений.
До этого у меня уже был пятилетний опыт работы в активных продажах. Имея дело преимущественно с "холодными" прозвонами, мне казалось, что прием входящих обращений без необходимости кому-то звонить - это просто манна небесная. Но суровая реальность показала, что от постоянных входящих звонков, как ни странно, устаешь еще больше. Если при "холодных" прозвонах (даже если их достаточно много) ты сам определяешь, когда сделать тот или иной звонок, то при обработке входящих обращений возникает ощущение того, что тебя постоянно дергают и чуть ли не отрывают от дел, хотя ответы на звонки входили в мои прямые обязанности.
В таком режиме я продержался почти месяц, по прошествии которого чувствовал себя, как выжатый лимон. С одной стороны, мне очень хотелось выполнить норму (как минимум 2-3 сделки в месяц), что подразумевало периодические поездки в офис и на объекты для встреч с клиентами. С другой стороны, пандемия стремительно набирала обороты, поэтому на другой чаше весов было здоровье мое и моих домочадцев. Когда же выяснилось, что любое невыполнение нормы влечет за собой объяснительную в адрес генерального директора с указанием причин невыполнения, причем, даже в тех случаях, когда причины казались очевидными, я понял, что пора сматывать удочки. На этой работе не было ничего, что могло бы меня удержать: ни функционал, ни ценности компании, ни коллектив. Разорвав отношения с этой конторой, я испытал невероятное облегчение, а это явный признак того, что решение было правильным.
Окунувшись в тему недвижимости и не успев в ней разочароваться, я решил, что нужно переформатировать способ общения с клиентами - поменять "крышу", то бишь, действовать от лица более солидного агентства. Такое агентство было найдено, и оно действительно оказалось солидным. В нем всё было организовано на порядок выше, чем на моем предыдущем месте работы: и взаимоотношения между коллегами, и система регулярного обучения, и система наставничества. Единственный и довольно существенный минус заключался в том, что львиную долю своего заработка риэлтор должен оставлять агентству, и чем неопытнее риэлтор, тем существенней были эти отчисления (больше половины).
Я переключился на "вторичный" рынок и рынок аренды жилья. По совету наставников я отредактировал свои профили в социальных сетях, оповестил друзей, знакомых, бывших коллег и бывших партнеров, ходил по округе, расклеивал объявления (в виде стикеров), раскидывал флаеры в почтовые ящики, раздавал свои визитки при каждом удобном случае, общался с жителями, звонил по объявлениям в поисках владельцев квартир. В тот период меня не оставляло воодушевление, поэтому я мог вставать и в пять, и в шесть утра, чтобы обойти близлежащие кварталы с кипой раздаточных материалов.
В какой-то момент я засомневался в практичности стикеров, но после пары-тройки звонков от жильцов, возмущенных моими наклейками (поскольку они, мол, "портят внешний вид парадной и тяжело отдираются"), я убедился в правильности выбора. А вот насчет "порчи" парадной вопрос спорный. Свои наклейки я размещал на досках объявлений слева или справа от входа в парадную, и только если таковых досок не находил, таки, да - наклеивал поблизости от домофона. А как же еще можно было привлечь внимание? Во всяком случае, мои аккуратные наклейки смотрелись гораздо эстетичнее стихийных и непонятных граффити, которыми были испещрены многие двери парадных.
Кстати, из всех существующих методов нахождения клиентов (круг знакомых, соцсети, звонки, флаеры, визитки и расклейка) последняя оказалась наиболее эффективной. Именно с нее мне стали поступать первые входящие звонки. Один из них даже привел ко встрече с потенциальным клиентом. Правда, сделку пришлось отложить из-за возникновения у клиента проблем со здоровьем. По крайней мере, так мне было озвучено.
Как бы то ни было, но за всё время работы риэлтором у меня прошла всего одна крупная сделка по новостройке (в которой я почти не принимал никакого участия согласно принятой процедуре работы по "первичке"). Эта единственная полу-сделка создала призрачное ощущение досягаемости успеха и, можно сказать, продлила мою агонию. Не случись этой сделки, и я ушел бы из сферы недвижимости намного раньше.
Чем еще запомнился риэлторский период моей трудовой деятельности?
В сфере недвижимости вращается довольно своеобразная публика. Нет, конечно, в ней немало порядочных людей, но из-за обилия нечистых на руку личностей, общее впечатление создается малопривлекательным. Как правило, люди обращаются к услугам риэлтора с большой неохотой и только в силу крайней необходимости. В этом смысле работа риэлтора, как ни странно, похожа на работу гробовщика или даже могильщика.
И к тем и к другим люди обращаются за помощью в самом крайнем случае, в тяжелых жизненных ситуациях, а специфичность и сложность вопроса роднит представителей этих, казалось бы, совсем непохожих профессий тем более. Аферистов же, прохвостов, жуликов и прочих прохиндеев сфера недвижимости привлекает, конечно же, стоящими на кону крупными суммами и лазейками в законодательстве.
Исходя из вышеназванной особенности проистекает и вторая - недоверчивость и даже откровенный негатив к представителям сей одиозной профессии. Бытует мнение, что настоящий риэлтор это обязательно прожженный делец, идущий по головам и придерживающийся принципа "цель оправдывает средства". И такое предубеждение сложилось еще с советских времен, когда спрос породил маклеров - людей из теневого бизнеса, своеобразного даркнета той эпохи, действовавших вне правового поля.
В глазах обывателя риэлторы заведомо считаются прохвостами, поэтому "презумпцией добропорядочности" здесь даже не пахнет. Таким образом, для законопослушного человека выбор данной профессии сопряжен с моральной готовностью надеть на себя с виду чистый рабочий халат, но с вышитыми на нем неприличными словами, которые, как он надеется, со временем сотрутся.
И вот тут, кстати, совсем не лишней была бы харизма, которой у меня, к сожалению, нет. В большинстве случаев именно она помогает убедить людей в том, что ты - именно тот человек, которому они могут доверить не просто финансово емкий вопрос, но и, возможно, самую дорогую сделку в их жизни.
И еще одна особенность сферы недвижимости - ее чрезвычайная инертность. Суммы, сроки, людские ресурсы - словом, всё что связано с капстроительством, обладает какой-то непостижимой гравитацией на уровне крупного небесного тела. В чем это выражается? Да буквально во всём. На обучающих вебинарах агентства недвижимости наставники предупреждали нас, что для входа в профессию необходима финансовая подушка безопасности как минимум на 3-4 месяца. По факту я бы рекомендовал подушку размером в полкровати - на полгода как минимум.
Как мне потом сказала одна моя знакомая, имеющая более чем десятилетний опыт работы риэлтором, в сфере недвижимости четыре месяца - это вообще не срок, поскольку ей самой для адаптации потребовался почти год! И всё это время ей приходилось бороться с непониманием домочадцев, которые твердили одно и то же: "Зачем тебе это надо? Займись чем-то другим!" Что касается меня, то я потратил около пяти месяцев, чтобы завести свою риэлторскую машину, которая периодически "чихала", урчала, но так и не завелась.
За это время мои сбережения довольно быстро приблизились к нулевой отметке, после чего стали стремительно опускаться в долговую яму. Я реанимировал свое резюме на рекрутинговом ресурсе, однако инерция риэлторства давала о себе знать: поиск работы затянулся дольше обычного и совсем не был похож на себя полугодичной давности. И только когда я уже был близок к отчаянью, мне поступил спасительный звонок от работодателя, который озвучил то, что я безуспешно искал последние два-три года. Там, на новом месте, никак не связанном с недвижимостью, потребовались навыки, которые я чуть было не утратил за свой риэлторский период.
Даже спустя полгода после ухода из сферы недвижимости я всё еще испытывал на себе ее инерцию: периодически находил дома и выбрасывал какие-то учебные пособия, методички и удостоверения риэлтора. Я уже не говорю про финансовые "хвосты", которые выросли из того памятного места и которые до сих пор приходится обрубать. Кроме того, ко мне изредка, но всё же продолжали поступать входящие звонки по старым расклейкам. Но я перенаправлял эти запросы в адрес своих бывших коллег, более опытных.
Словом, на риэлторскую орбиту попасть очень непросто, но даже пройдя по самому ее краю, для преодоления ее гравитации ваш "движок" должен обладать достаточной мощностью.
Всё-таки хочется закончить статью на позитиве, поэтому упомяну про положительные стороны работы риэлтора:
- Главный плюс - это свободный график. Есть возможность планировать свой рабочий день и не зависеть от офиса. Правда, этот плюс плавно перетекает в минус: из-за необходимости быть все время на связи и в зоне доступа, как экстренная служба, граница между рабочими и выходными днями стирается, то есть, теперь уже все дни становятся потенциально рабочими.
- Еще один плюс этой профессии - возможность общаться с самыми разными людьми и применять разные умения. По сути, риэлтор - это несколько профессий в одном лице: мини-юрист, менеджер по продажам, организатор, мини-дизайнер и даже психолог. Но точно так же, плюс запросто может стать минусом при встрече с неадекватными и агрессивными клиентами.
- Заработок - тоже неплохой бонус в работе риэлтора, но уже после выхода на стабильный уровень, при наличии наработанной клиентской базы, когда заработало "сарафанное радио". В начале же пути будет пусто и даже совсем пусто, затем "то густо, то пусто", ну а дальше всё зависит от терпения, настойчивости и добросовестности.
- Если вы любите историю, и в особенности, историю архитектуры, то это для вас самое подходящее место.
Но главный плюс, который я вынес из этой профессии - бесценный опыт, подаривший мне тему для очередной статьи, а также осознание того, что мне в этой сфере нет места.
Свое мнение о прочитанном вы можете оставить в виде лайка/дизлайка или комментария. А чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал!
Также вы можете отметить статью и ее автора через донаты - добровольную помощь в создании контента. Любой, даже маленький донат будет для меня бесценным и даст возможность уделять каналу больше времени, размещать больше интересных и полезных статей.
Поддержать автора можно по ссылке:
dzen.ru/lampshade?donate=true