Авву Дорофея Палестинского, святого, жившего в 6 веке от Рождества Христова, как-то спросили люди:
- Авва, с какой страстью необходимо воевать в первую очередь?
На это святой подвижник ответил:
- С той, которая одолевает тебя здесь и сейчас.
Преподобный Варсонофий Оптинский, развивая и продолжая эту святую мысль аввы Дорофея учит, что враг обычно напирает на какую-то одну страсть:
«Враг нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо он этим может разрушить свою работу. Пожалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет ещё напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу» (Преп. Варсонофий Оптинский, серия «Святые отцы добротолюбия»).
Старец объясняет, что лучше начинать борьбу, вооружившись против своей главной страсти:
«Начинать борьбу лучше так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой» (там же)
По совету старца, чтобы найти свою главную страсть, надо молиться Богу о разумении, что это за страсть:
«Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, – сам ее не найдешь. Найти ее очень важно, чтобы знать, куда направлять свои силы, знать, с какою страстью преимущественно бороться» (там же).