Со стороны матери у меня семья Ахтямовых, со стороны отца семья Габдуллиных.
На этом фото 1930 года семья Ахтямовых с прабабушкой, прадедушкой и ее сыновьями, мой дед младший, ему на этом фото 20 лет. В 1940 году мой дедушка Ахтямов Габдулла Нурахманович женился на учительнице Русского языка и литературы Даутовой Муслиме, сам он к тому времени был директором школы в Чекмагушевском районе и учителем математики.
С началом Отечественной Войны моего дедушку и его брата не сразу призвали в армию, только ближе к зиме, моя бабушка забеременела осенью, дома зимой 1941 года остались только женщины. Дедушка Габдулла Ахтямов проходил обучение на Артиллериста в военной части в Алкино, под Уфой. В первый год войны в Башкирии были запасы и обстановка не такая сложная, бабушка Муслима родила дочь 5 мая 1942 года и пошла пешком до поселка Алкино - 123 километра, чтобы показать дочь мужу Габдулле Нурахмановичу, дедушка дал имя дочери - Фина.
Мой дедушка со стороны отца Габдуллин Мугариф Темиркаевич тоже был учителем математики, в 1941 году разобрал весной свой дом в деревне Ново-Арсланбек Туймазинского района, хотел построить новый дом, не успел, летом его призвали в армию и он служил артиллеристом всю войну, а бабушка Фарида Габдуллина осталась с детьми в бане и прожила всю войну с детьми в бане. После войны дедушка Мугариф поставил большой дом для семьи. Братьев дедушки Мугарифа тоже призвали в армию, в том числе и брата Габдуллина Яна Темиркаевича, родился в 1906 году, назвали Муллояном, после революции взял имя Ян.
Ян Габдуллин до войны служил в РККА, поэтому его призвали в разведроту, был лыжником в маскхалате, лыжники не выкидывали лыжи, лыжники выкидывали лыжные палки, обходились только лыжами.
МОАБИТСКАЯ ТЕТРАДЬ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ
ПЕСНЯ ДЕВУШКИ
Милый мой, радость жизни моей,
За Отчизну уходит в поход.
Милый мой, солнце жизни моей,
Сердце друга с собой унесет.
Я расстанусь с любимым моим,
Нелегко провожать на войну.
Пусть он будет в боях невредим
И в родную придет сторону.
Весть о том, что и жду, и люблю
Я джигиту пошлю своему.
Весть о том, что я жду и люблю,
Всех подарков дороже ему.
Июнь 1942 года.
В 1942 году запасов в Башкирии стало мало, в колхозах работали одни женщины, 2 сестры моего дедушки Габдуллы Нурахмановича уехали в Узбекистан - хлебный край. Дома со свекровью осталась только бабушка Муслима с дочерью. Бабушка Муслима всю войну вела дневник, чтобы дедушка, приехав с войны мог прочитать, чем она занималась без него, там описана жизнь моей бабушки, учительницы в школе и жизни деревни, осенью женщины не успели до первого снега выкопать свеклу на колхозном поле и тогда коммунисты района приказали это поле перепахать, а в деревне был уже голод.
В свободное время бабушка во время войны вышивала голубей мира и меня учила вышивать голубя в 1970-х годах.
Ян Габдуллин во время одного из рейдов в тыл врага был ранен и попал в плен.
В концлагере познакомился с поэтом Татарстана Мусой Джалилем. Они организовывали побеги военнопленных.
МОАБИТСКАЯ ТЕТРАДЬ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ
Земля!.. Отдохнуть бы от плена,
На влажном побыть сквозничке...
Но стынут над стонами стены
Тяжелая дверь на замке.
О, Небо с душою крылатой!
Я столько бы отдал за взмах,
Но тело на дне каземата
И пленные руки в цепях.
Как плещет дождями Свобода
В счастливые лица цветов!
Но гаснет под ксменным сводом
Дыханье слабеющих слов.
Я знаю - в объятиях Света
Так сладостен миг бытия.
Но я умираю... И это
Последняя Песня моя.
Август 1943 года.
В 1943 году Ян Габдуллин бежал из концлагеря и сообщил командованию Русской Советской Армии о том, что Татары и Башкиры создали в концлагерях группу Сопротивления. Попросился на фронт, после проверки сведений, ему доверили командование стрелковым взводом.
Погиб в марте 1944 года в селе Сосновка Хмельницкой области на Украине.
О Габдуллине Яне Темиркаевиче написаны книги и мой дедушка Мугариф Темиркаевич собирал книги о Яне Габдуллине и беседовал с писателями о жизни Яна Габдуллина. Сейчас о Яне Габдуллине есть запись в интернете.
ИЗ МОАБИТСКОЙ ТЕТРАДИ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ
ПУТЬ ДЖИГИТА
Вернулся бы джигит, да дорога кружит.
Дорога бы открылась, да горы встают.
Не горы - преграды, а орды врага,
Несметные орлы пройти не дают.
На камень встает он и точит свой меч,
Пасется оседланный конь на лугу
И ржет, и как будто зовет седока
Отмстить, отплатить, не остаться в долгу.
"Джигит, торопись скоро Солнце зайдёт,
Туманом покроется луг голубой.
Тогда заблудиться недолго в лесу,
Тогда и пути не найти нам с тобой".
"Не бойся, мой конь, неизвестен мне страх,
Ночь - верный помощник - бежит по кустам,
И враг не узнает, что гонимся мы
В глубоких потемках за ним по пятам.
Скакун мой, недаром в туманной дали
Тоскливая песня Любимой слышна:
К родному порогу победным путём
На ранней заре приведёт нас она."
Сентябрь 1943 года.
Мой дедушка Ахтямов Габдулла Нурахманович во время освобождения Ленинграда в феврале 1944 года был контужен и был засыпан землей, после боя на третий день его откопали и после до 1945 года мой делушка лечился, после войны его отпустили домой долечиваться. Дедушка Ахтямов Габдулла Нурахманович был награжден орденами и медалями.
Дома его встретила бабушка Муслима, дочь Фина и его мать, бабушка Муслима сохранила и дочь, и его мать.
Мать моя Фина рассказывала, что не видела хлеба во время войны, весной ждала, когда вырастет крапива и каждую весну готовила зеленые щи из крапивы. Ее бабушка - Мустабике - учила ее собирать лекарственные травы.
После войны мой дедушка долго лечился, в 1948 году 7 ноября бабушка родила дочь Хамдию и дальше рожала и в 1950, в 1951, в 1959 и в 1961 годах, получила медаль Материнства.
После войны Партия и товарищ Сталин были озабочены большой детской смертностью во время войны и призвали население рожать детей.
Поколение моих дедов и бабушек исполнили свой долг перед Родиной до конца.