Найти тему
Краюшкина. Поэзия. Живопись.

Женские образы Дэнни МакБрайда: какие чувства они несут

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

Почему же от его работ невозможно оторвать глаз? Ведь художник не. Не использует перспективу: его дамы не только помещены в двухмерное пространство, но и сами двухмерные. Не прибегает к разнообразию: его дамы схожи не только лицом, но даже позами. Как он умудряется изображать столь тонкие эмоции, ведь он творит в области наивного искусства?

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

Талант подобен воде. В детстве он течет ручейком, в молодости превращается в реку, если дать таланту возможность двигаться так, как ему угодно, дышать им. Но иногда этот ручеек замыкают внешние обстоятельства, направление реки изменяется. И в зрелом возрасте происходит взрыв. Энергия, предназначенная конкретному таланту, вдруг прорывается фонтаном. Заметила эту тенденцию у тех, кому за 40. Но происходит и в более раннем возрасте, как это случилось, например, с известной акварилисткой Евгенией Горбачёвой (мой рассказ о ней читайте здесь).

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

Когда люди, ставшие профессионалами, вдруг больше не могут заниматься только грузоперевозками, счетами, лечить или водить экскурсии. В них что-то переключается, видимо, под осознанием возраста, и они вдруг начинают творить. Что-то накапливается там, внутри, где душа, и требует осмысления через созидание. Приходит осознание того, что известный маршрут набил оскомину. И нужен новый путь, путь созидания. Для многих таким путем становится творчество, новое творчество. Даже если с ним и была связана прежняя профессия.

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

К таким людям относится Дэнни МакБрайд, канадский музыкант. Он посвятил свою жизнь музыке: сочинял песни, играл на гитаре, пел. У него есть золотые и платиновые записи. Согласитесь, состоялся человек. И вдруг фонтаном рвется потребность рисовать. И да, с ним это случилось тоже в возрасте за 40: вдруг в 46 лет он берет в руки кисточку. И начинает рисовать то, чего требует душа. А она требует Леди, Прекрасную Незнакомку (куда уж нам, выросшим на русской литературе, без ассоциации с Александром Блоком?), Прекрасную Даму.

Фото Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Фото Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Фото Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Фото Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

И он создает ее образ, который повторяется, лишь изредка видоизменяясь. У нее обязательно светлые глаза. Чаще зеленые, но встречаются и серые. В ее ушках маленькие жемчужные сережки – пусеты. Ну как не увидеть здесь цитату работы Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»? Хотя это даже не цитата – аллюзия.

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

"Девушка с жемчужной сережкой" Яна Вермеера. Из свободных источников
"Девушка с жемчужной сережкой" Яна Вермеера. Из свободных источников

А еще у него есть цитирование «Золотой Адели» Климта. Вы не находите?

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Густав Климт "Золотая Адель", также именуемая Австрийской Моной Лизой. Из свободных источников
Густав Климт "Золотая Адель", также именуемая Австрийской Моной Лизой. Из свободных источников

Его дамы – брюнетки или шатенки с собранными в пучок волосами, только на одном полотне у героини каре. И шляпы, эти огромные шляпы! Уж не перекличка ли это с французским художником Ришаром Бурле, еще одним любителем невообразимых шляп? (Читайте мои рассказы о синем цикле и красном цикле Ришара Бурле, нажав на ссылки).

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Ришара Бурле. Из свободных источников
Работа Ришара Бурле. Из свободных источников

Героини Дэнни МакБрайда производят впечатление респектабельных. Для художника значимы лицо и невообразимо длинная шея. Получается, для Дэнни МакБрайда Дама сочетает два качества: дар переживать эмоции в сочетании с беззащитностью. Этакие шахматные фигурки, непременно ферзи. Его дамы изображены по плечи, грудь или талию. Хотя груди-то у них как раз и нет.

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

А руки почти всегда оказываются за кадром. Только в сценках в кафе изредка главная героиня изображена с руками на столе, да и те дамы, которые служат фоном, тоже нарисованы с руками. Дамы одеты по европейской моде, которая перекликается с модой 30-40-х гг. ХХ в., но, конечно, лишь перекликается. Иногда дамы наряжены в костюмы с этническими мотивами.

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

На портретах обязательно присутствует растительность: березы, апельсиновые деревья, агавы, ивы, да и заросли тропических растений. Нет ли здесь отсылки к тропическому лесу, который изображал французский наивный художник Анри Руссо?

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Анри Руссо. Из свободных источников
Работа Анри Руссо. Из свободных источников

Иногда дама держит в руке цветок. Это всегда тюльпан. Своего рода признак ее женской сущности. Или на столе рядом с ней изображен плод: яблоко, груша, кусок арбуза.

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

На полотнах доминируют женщины. Не только в том, что они количественно преобладают, но и в том, что на первом плане всегда женщина. А мужчины, если и появляются, служат лишь фоном, декорацией. Если дама у него всегда прима, то мужчинам, думается, отведены второстепенные роли: они всегда при даме, будь то функция заботливого спутника или официанта. Мужчина всегда что-то дает – внимание, любовь, на худой конец – приносит заказ в кафе. А женщина – берет.

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников

Но главная героиня всегда одна. Что этим хотел сказать художник? Это самодостаточность или одиночество? Как вы думаете?

Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал.

Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников
Работа Дэнни МакБрайда. Из свободных источников