Почему же от его работ невозможно оторвать глаз? Ведь художник не. Не использует перспективу: его дамы не только помещены в двухмерное пространство, но и сами двухмерные. Не прибегает к разнообразию: его дамы схожи не только лицом, но даже позами. Как он умудряется изображать столь тонкие эмоции, ведь он творит в области наивного искусства?
Талант подобен воде. В детстве он течет ручейком, в молодости превращается в реку, если дать таланту возможность двигаться так, как ему угодно, дышать им. Но иногда этот ручеек замыкают внешние обстоятельства, направление реки изменяется. И в зрелом возрасте происходит взрыв. Энергия, предназначенная конкретному таланту, вдруг прорывается фонтаном. Заметила эту тенденцию у тех, кому за 40. Но происходит и в более раннем возрасте, как это случилось, например, с известной акварилисткой Евгенией Горбачёвой (мой рассказ о ней читайте здесь).
Когда люди, ставшие профессионалами, вдруг больше не могут заниматься только грузоперевозками, счетами, лечить или водить экскурсии. В них что-то переключается, видимо, под осознанием возраста, и они вдруг начинают творить. Что-то накапливается там, внутри, где душа, и требует осмысления через созидание. Приходит осознание того, что известный маршрут набил оскомину. И нужен новый путь, путь созидания. Для многих таким путем становится творчество, новое творчество. Даже если с ним и была связана прежняя профессия.
К таким людям относится Дэнни МакБрайд, канадский музыкант. Он посвятил свою жизнь музыке: сочинял песни, играл на гитаре, пел. У него есть золотые и платиновые записи. Согласитесь, состоялся человек. И вдруг фонтаном рвется потребность рисовать. И да, с ним это случилось тоже в возрасте за 40: вдруг в 46 лет он берет в руки кисточку. И начинает рисовать то, чего требует душа. А она требует Леди, Прекрасную Незнакомку (куда уж нам, выросшим на русской литературе, без ассоциации с Александром Блоком?), Прекрасную Даму.
И он создает ее образ, который повторяется, лишь изредка видоизменяясь. У нее обязательно светлые глаза. Чаще зеленые, но встречаются и серые. В ее ушках маленькие жемчужные сережки – пусеты. Ну как не увидеть здесь цитату работы Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»? Хотя это даже не цитата – аллюзия.
А еще у него есть цитирование «Золотой Адели» Климта. Вы не находите?
Его дамы – брюнетки или шатенки с собранными в пучок волосами, только на одном полотне у героини каре. И шляпы, эти огромные шляпы! Уж не перекличка ли это с французским художником Ришаром Бурле, еще одним любителем невообразимых шляп? (Читайте мои рассказы о синем цикле и красном цикле Ришара Бурле, нажав на ссылки).
Героини Дэнни МакБрайда производят впечатление респектабельных. Для художника значимы лицо и невообразимо длинная шея. Получается, для Дэнни МакБрайда Дама сочетает два качества: дар переживать эмоции в сочетании с беззащитностью. Этакие шахматные фигурки, непременно ферзи. Его дамы изображены по плечи, грудь или талию. Хотя груди-то у них как раз и нет.
А руки почти всегда оказываются за кадром. Только в сценках в кафе изредка главная героиня изображена с руками на столе, да и те дамы, которые служат фоном, тоже нарисованы с руками. Дамы одеты по европейской моде, которая перекликается с модой 30-40-х гг. ХХ в., но, конечно, лишь перекликается. Иногда дамы наряжены в костюмы с этническими мотивами.
На портретах обязательно присутствует растительность: березы, апельсиновые деревья, агавы, ивы, да и заросли тропических растений. Нет ли здесь отсылки к тропическому лесу, который изображал французский наивный художник Анри Руссо?
Иногда дама держит в руке цветок. Это всегда тюльпан. Своего рода признак ее женской сущности. Или на столе рядом с ней изображен плод: яблоко, груша, кусок арбуза.
На полотнах доминируют женщины. Не только в том, что они количественно преобладают, но и в том, что на первом плане всегда женщина. А мужчины, если и появляются, служат лишь фоном, декорацией. Если дама у него всегда прима, то мужчинам, думается, отведены второстепенные роли: они всегда при даме, будь то функция заботливого спутника или официанта. Мужчина всегда что-то дает – внимание, любовь, на худой конец – приносит заказ в кафе. А женщина – берет.
Но главная героиня всегда одна. Что этим хотел сказать художник? Это самодостаточность или одиночество? Как вы думаете?
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал.