На улице Кожзаводская, 96 в Челябинске стоит скромная стела. Её установили в память работникам Кожевенного завода, ушедших на фронт в 1941-1945 годах Великой Отечественной войны и не вернувшихся домой. На стеле тридцать одна фамилия. Среди них есть три имени, о которых я хотела бы написать.
Как часто мы говорим, мой дед не вернулся с войны, он погиб на фронте. Говорим, совершенно не задумываясь о том, а сколько же было ему лет, когда его не стало.
Дед моего мужа. Сегодня самый младший из моих сыновей старше своего прадеда, так как погиб он в ТРИДЦАТЬ ЛЕТ. Задумаетесь только, ВСЕГО тридцать лет.
Кожевенные заводы появились в Челябинске еще до революции. Стояли они на левом берегу за Кирсараями. Тогда это была окраина города, сейчас же практически центр. Работать на кожзаводе себе дороже - это вредное производство. Но предприятие давало какое – никакое жилье и поэтому туда охотно шли на работу приехавшие из сел и других мест граждане. Устроились на Кожевенный завод и два брата Киселевых Николай и А. П. (имя к сожалению пока выяснить не удалось, но выясним), приехавших в поисках лучшей доли из села в Шумихинском районе.
Когда началась война у Николая было уже трое ребятишек мал мала меньше. Старшему из мальчишек Виктору должно было исполниться пять лет, а младшему Ваньке через неделю после того как забрали отца на фронт исполнилось три годика. Была еще доченька - Валюшка.
Молодой маме с тремя малышами на руках пришлось несладко. Чтобы их прокормить ей пришлось работать. И дети надолго оставались в холодном доме одни. Иван Николаевич вспоминает: - Жили мы очень голодно, и мать отдала нас в детдом. Там мы и были до шестнадцатилетия. Правда она часто приезжала нас навещать.
В голосе уже немолодого мужчины слышится обида. Но мы с вами не будем торопиться осуждать, так как не знаем, что побудило женщину пойти на это. Возможно, это был страх вернуться домой и обнаружить малышей замерзшими. Как не знаем и того, по какой причине не забрала она уже подросших детей. Не знаем, а спросить уже и не у кого.
Николай получил повестку в августе 1941 года. В архиве нам удалось обнаружить документ о его нахождении в военно- пересыльном пункте. Но ни в какую часть он попал, ни где воевал нам не известно. Известно лишь, что был он стрелком и что в декабре 1942 года пропал без вести, это подтверждается документами.
Возможно, он был ранен и в бессознательном состоянии попал в госпиталь или же был в окружении и выходил из него. Боюсь, что об этом мы никогда не узнаем. Но как бы там ни было, в семье хранится извещение, в котором указано что он геройски погиб в ноябре 1943 года. И было ему тогда тридцать с небольшим лет.
Не вернулся с войны и его брат. О его судьбе мы вообще ничего не знаем, но ищем и возможно, что-нибудь найдем.
Третья фамилия на памятной стеле Карпычев В.С.
Василий приехал с женой Екатериной и детьми Тамарой и Анатолием в Челябинск из Теренкульского района Куйбышевской области, хотя вполне возможно, что сын родился уже в Челябинске.
Сейчас мы не можем даже сказать, были ли Киселевы и Карпычевы знакомы, скорее всего да. Дружили они или нет, мы об этом не знаем. Да и не узнаем уже. Когда Василий уходил на фронт его дочери было 8 лет. И не Николай, ни Василий не могли тогда знать, что судьба через много лет сведет их детей. И что сын и дочь двух фронтовиков создадут семью, в которой и появится на свет мой супруг.
Но это будет потом. А тогда, в 41 два брата Киселевых и Карпычев уходили на фронт. Чтобы вернуться.
Они не вернулись. Они отдали свои жизни в кровавой мясорубке под названием Великая Отечественная война.
И МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.