Найти в Дзене
the hard rock academia

«АлисА» и Константин Кинчев. Всё это рок-н-ролл (1985-1995 гг.)

«Всё это рок-н-ролл», так называлась песня с концертного альбома «Алисы» «Шабаш» 1991 года: «Где каждый в душе Сид Вишес (бас гитарист панк группы “Sex Pistols”), а на деле Иосиф Кобзон»: Академики чешут плеши, Погоны свистят в свисток, Румяные домохозяйки Зеленеют при слове Rock. Товарищи в кабинетах Заливаю щеками стол, Им опять за обедом встал костью в горле Очередной Rock-n-Roll. Журналистка в годы Перестройки писала, что Слава Задерий (основатель группы «АлисА») в время концертного выступления пародирует фронтмена группы Константина Кинчева, карикатурно повторяя все жесты и мимику Кинчева. Получалась как бы пародия на самих себя, усмешка над самим собой. Но Слава Задерий вскоре покинул группу, основав новый свой коллектив «НАТЕ!». Харизматичность Кинчева, умение жестами, мимикой, походкой на сцене объяснять, какую мысль он хочет высказать в той или иной песне своим поклонникам, получившим название «Армия Алисы» всё это способствовало весьма быстрому росту популярности рок группы
Рок группа "АлисА"
Рок группа "АлисА"

«Всё это рок-н-ролл», так называлась песня с концертного альбома «Алисы» «Шабаш» 1991 года: «Где каждый в душе Сид Вишес (бас гитарист панк группы “Sex Pistols”), а на деле Иосиф Кобзон»:

Академики чешут плеши,

Погоны свистят в свисток,

Румяные домохозяйки

Зеленеют при слове Rock.

Товарищи в кабинетах

Заливаю щеками стол,

Им опять за обедом встал костью в горле

Очередной Rock-n-Roll.

Константин Кинчев
Константин Кинчев

Журналистка в годы Перестройки писала, что Слава Задерий (основатель группы «АлисА») в время концертного выступления пародирует фронтмена группы Константина Кинчева, карикатурно повторяя все жесты и мимику Кинчева. Получалась как бы пародия на самих себя, усмешка над самим собой. Но Слава Задерий вскоре покинул группу, основав новый свой коллектив «НАТЕ!». Харизматичность Кинчева, умение жестами, мимикой, походкой на сцене объяснять, какую мысль он хочет высказать в той или иной песне своим поклонникам, получившим название «Армия Алисы» всё это способствовало весьма быстрому росту популярности рок группы.

Рок группа "АлисА"
Рок группа "АлисА"

Кассетный дебютный альбом «Энергия» (1985) самый лучший и непревзойдённый в карьере рок-музыканта. Андрей Тропилло который записывал этот альбом, страшно обиделся на Кинчева, когда в передаче «Вечерний Ургант» музыкант ни словом не обмолвился ни о Тропилло ни художниках оформлявших обложку альбома.

«Энергия» - это полное кредо музыканта на тот период его жизни, открывает песня «Мы вместе», она и сейчас исполняется на концертах. «Волна», «Меломан», «Моё поколение» (сильно смахивает на кальку “The Who” – “My Generation”) «Ко мне» и «Плохой рок-н-ролл» в стиле пост-панк, свежи, интересны, новаторские, это новая музыка в российском роке. Константин работал над альбомом 8 месяцев, помогали музыканты Сергей Курёхин «Поп-механика», Александр Куссуль (скрипка), Всеволод Гаккель (виолончель) (оба «Аквариум»). Запись проходила в питерском дворце пионеров с лета 1985 года до конца декабря.

Константин Евгеньевич Панфилов родился 25 декабря 1958 года в Москве. Как Костя учился в школе, рассказано в песне «Плохой рок-н-ролл». В 1976 году узнав про судьбу репрессированного болгарского деда Косты Кинчева, сменил фамилию. Большое влияние на будущего музыканта оказала хард-хеви-метал группа “Black Sabbath”. В 1984 году в связи с женитьбой, Кинчев переезжает в Ленинград, и был приглашён в группу «АлисА» в качестве фронтмена группы.

Константин Кинчев  и Майк Науменко (стоит в очках)
Константин Кинчев и Майк Науменко (стоит в очках)

В 1984 году Константин встретился с Майком Науменко (Михаил Васильевич Науменко, рок-группа«Зоопарк»). Творчество Майка Науменко, - творческая свобода, ненависть к совку, огромная интеллектуальная самостоятельность (когда человек твёрдо знает, чего хочет) оказало сильное влияние на молодого музыканта. Александр Башлачёв, думается, всё же в меньшей степени повлиял на Кинчева. Узнав о гибели Башлачёва в 1988 году, Кинчев посвятил его памяти концертный альбом «Шабаш» (по имени СаША БАШлачёв).

Из-за авторского права, Кинчев в альбоме «Энергия» не употребляет название «АлисА», и заменяет его другим названием: «Доктор Кинчев Сотоварищи» но вскоре у него со Святославом Задерием возник конфликт из-за лидерства и Задерий покинул группу.

Так как Кинчев официально нигде не работал и ему грозила существовавшая в СССР статья о тунеядстве, он согласился играть в фильме В. Огородникова «Взломщик» (1987). Так как фильм был дублирован и Константин говорит чужим голосом, несмотря, что фильм был музыкальным и там были представлены питерские рок группы (Андрей Панов «Свин», Александр Аксёнов «Рикошет» и Олег Гаркуша) в целом фильм был неудачен и Кинчев работой был недоволен.

В 1987 году был готов магнитоальбом «БлокАда». И вновь удача. Удачна обложка диска: Кинчев у врат ада. Ударных хит – «Красное на чёрном». Через два года был выпушен на виниле фирмой «Мелодия», тираж пластинки достиг 1 миллиона экземпляров.

В 1989 выходит третий альбом «Шестой лесничий» блестящий и концептуальный. Альбом удивительно монолитен и продуман. Вступительная песня с постоянными речитативами «Новый метод», «Новое мышление» похожие на завывания Табаки из мультфильма «Маугли» (по сказке Р. Киплинга) весьма схожи с заверениями генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва. Его любимые фразы «Перестройка» и «Новое мышление» постоянно звучали на радио и телевидении и писались в прессе (интернета тогда не было). Титульная композиция «Шестой лесничий» («Мёртвого леса») самая, на мой взгляд, пронзительная и бьющая наповал по сталинистам, когда вокалист голосом Каа страшным криком командует: «Лечь!», и тихо: «Встать!». «Вы слышите меня бандерлоги?» «Мы слышим тебя Каа!» дрожащими голосами. Песня-притча о рабском обществе холопов, готовых лизать господские сапоги испачканные их же кровью («Но когда вышел грозный хозяин»).

Продолжает оптимистичная «Аэробика»: «Кто посмеет переиначить ветер? Кто посмеет нажать на курок?» намекая на то, что свободу как пасту из тюбика обратно выдавить уже невозможно. Увы, Константин ошибался. Ещё как можно, и нашлись охранники с дубинками, те, которые вам покажут ещё ту свободу.

Константин Кинчев
Константин Кинчев

В годы Перестройки находилось весьма ещё много людей, с помощью которых была опубликована статья «”Алиса” с косой чёлкой» в ленинградской газете «Смена» (22.11. 1987), намекая на молодчиков «Армии Алисы» на концерте группы. Некий В. Кокосов (фамилия весьма крутая) в лучших сталинских традициях настрочил донос. К статье прилагался рапорт сотрудников милиции о том, что Кинчев «ударил меня (сотрудника милиции и ещё одного милиционера) по лицу и выражался нецензурной бранью…» От себя журналист добавил, что Кинчев выкрикивал: «Хайль Гитлер!» Обвинения по тем временам страшные. В статье приводится мнение некой дамы, писавшей донос на имя секретаря обкома партии КПСС: «Нам, ленинградцам, очень стыдно было сегодня находиться на этом концерте. Сам ансамбль вёл себя вызывающе. Певец Кинчев безобразно настроил всю аудиторию. На замечания работников МВД певец позволял оскорбления… Вся молодёжь трясётся, кричит, рвётся на сцену… наше мнение не разрешать в таком городе, как Ленинград такие ансамбли…»

Группа «АлисА» судилась с этим журналистом и случилось чудо - Кинчев выиграл. Все обвинения оказались ложными.

В 1991 году состоялся релиз концертного двойного альбома группы «Шабаш» на котором звучали новые песни: «Шабаш» «Шабаш 2», «Бес паники», «Лодка» (на стихи китайского поэта Су Ши) «Жар Бог Шуга», «Сумерки», «Новая кровь», «Чую гибель» «Ветер водит хоровод» и «Всё это рок-н-ролл».

В 1992 году группа приехала с концертами в святой город Иерусалим, Кинчев посетил все святые места и по возвращении домой крестился по православному обряду в церкви Живоначальной Троицы в Останкино. Здесь Кинчев вступал на скользкий путь противоречий: если церковь проклинает рок музыку называя её сатанинской, то как же воцерковленный человек может играть рок? Но Константин никаких противоречий в этом не видит, считая, что православный рокер выше обычного музыканта: 1) «ответственный»; 2) «каждый свой шаг (необходимо) соизмерять с волей Божьей». Но в его песнях по-прежнему сильно влияние язычества, та же обложка альбома «Солнцеворот» (2000), где изображён языческий солнцеворот?!

«Солнцеворот» (2000)
«Солнцеворот» (2000)

Произошла и эволюция политических взглядов Константина: от анархических (которые традиционно считаются левыми, близким к большевикам), к монархическим, правым.

В 1993 из рук Б.Н. Ельцина Кинчев получил награду «Защитник свободной России». Но через год Константин Кинчев вернул награду в знак протеста против войны в Чечне и убийства Дмитрия Холодова.

12 апреля 1993 года в состоянии наркотического опьянения покончил с собой (выбросился из окна) 27-летний гитарист группы Игорь Чумычкин («Чума»).

«Для тех, кто свалился с Луны» (1993) («Для людей не от мира сего» - как заявил Константин. "Только для сумашедших, плата за вход - разум" (Герман Гессе)) вышел довольно интересный альбом группы, удачна песня «Камикадзе».

В 1994 году выходит альбом «Чёрная метка» («Медиатр») который включал 4 песни погибшего гитариста Игоря Чумычкина (альбом памяти погибшего). Альбом, его обложка сильно напоминает оформление панк группы «Король и Шут» (КИШ). Весь альбом записан в жёстком стиле хард/хеви рок.

«Ст.206. ч.2»(альбом 1989 г. вышел в 1994 г.). Авторских песен Кинчева всего 4, альбом назван так в честь уголовной статьи, которая грозила Константину.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!