Ранее: Как Полину встретили.
Деревня наша была предпоследней на этой дороге, следом была только одна, говорили, что много меньше нашей, но я там не было ни разу, только на входе в деревню, когда я, не дождавшись Онеги, пошла её туда искать. Мне сказали, что она ушла с продавщицей магазина, которая старше её лет на шесть-семь, а я опасалась, чтобы она не попала в дурную компанию.
Эту женщину я не знала, потому и запереживала за дочь. Я уже входила в деревню, когда Онега вышла мне навстречу и мы вместе вернулись домой. Моя девочка оказалась и не такой уж глупой, увидев у своей новой знакомой гостей и выпивку на столе, сразу распрощалась и отправилась восвояси, знала, что я не оставлю без внимания такое времяпровождение и неприятности будут не только у Онеги.
Тогда я не вошла в деревню, а потом как-то недосуг было в хлопотах, до сих пор жалею об этом. Говорили, что до войны много деревень было от райцентра до нашей деревни и последняя та деревня была большой и богатой, по после войны многие деревни не возродились, остались пепелища, а те люди, что остались еще разъехались по другим местам, а в этой еще люди жили.
Мои девочки с деревенскими ходили куда-то от нашей деревни в сторону через лес в заброшенную деревню собирать яблоки, там, к удивлению, они не вымерзли в семьдесят девятом году, не то что в нашей деревне. Здесь остались единичные фруктовые деревья, а там в заброшенных сада поспевали яблоки, и дети из деревни ходили туда набирать их каждую осень.
Дочери говорили, что стоят там еще разваливающиеся дома, даже в окна которых смотреть жутко. По дороге от райцентра были места, которые имели свои названия по имени деревень, а самих деревень не было. Названия только и остались и всё это война.
За километр или два до нашей деревни была другая деревня, от которой тоже осталось только название и там, почти у дороги, была братская могила, как и в нашей деревне. В нашей деревне братская могила была недалеко от клуба и над нею стоял памятник советскому солдату. Каждый год эта могила пополнялась останками вновь обнаруженных солдат той войны, которые находили в лесу или на поле во время полевых работ.
К девятому мая приводили в порядок могилу, красили ограду, постамент и сам памятник, высаживали цветы, а девятого мая проводилась торжественная линейка школьников, были торжественные речи перед сельчанами, иногда приезжали родственники захороненных и тогда дети особенно остро чувствовали совершившуюся на их земле трагедию.
Люди всегда помнили её, она везде напоминала о себе, шли на поле на сенокос и рассказывали, что здесь во время войны немцы русский воздушный десант зимой полностью уничтожили, а обнаружили их только весной, когда уже давно снег сошел, а на этом лугу всё никак не сходил. Пошли посмотреть, а это уже разложившиеся трупы десантников в белых маскхалатах. Женщины собирали и ревели в голос.
Да, в деревне немцы стояли чуть больше двух месяцев, но натворили и за это время много бед. Места были партизанские и немцы лютовали стараясь, даже женщин не щадили и детей. Одна наша соседка рассказывала, что она ребенком была, когда немцы в деревню вошли, и они деревенских за людей не считали. Брали газету и садились оправляться на открытом месте, не стесняясь никого.
В лесу было много воронок от бомб, находили каски советские и немецкие, как и оружие. Иногда гибли мальчишки, которые случайно попадали на старые неразорвавшиеся мины или при их вскрытии. В каждом доме находилось какое-то оружие, найденное в лесу или на поле. Мы сами собирали со своего картофельного поля по полведра и более оружейных пуль.
Я в роддоме была, когда за деревней должны были проходить армейские учения и военные в машине везли динамит, но увидев по пути столовую, решили зайти пообедать, а когда пообедали, то обнаружили недостачу трех ящиков динамита. Обратились к деревенским с просьбой вернуть украденное, но никто не сознался, и они вызвали подмогу.
Приехали люди со щупами и стали ходить по домам, девочки говорили, что наш дом не посетили, но в результате этих поисков все-таки нашли два ящика динамита, а третий сгинул бесследно, но зато почти под зданием сельсовета и частью на дороге, что пролегала сразу за ним, нашли большую авиационную бомбу времен войны.
Как она раньше не взорвалась никто не знает, сколько транспорта там ходило, сколько тракторов ремонтировалось, заряд, говорили, был огромный и, если бы взорвалась, то и наш дом попал бы под этот взрыв, а он стоял через дорогу, во втором ряду жилых домов. Но саперы сработали ювелирно, вывезли за деревню и где-то за нею взорвали.
Мне не сразу рассказали, боялись, что расстроюсь, только что расстраиваться после того, как опасность для всех осталась позади. Тогда на всякий случай еще поискали по территории деревни, но ничего больше не нашли. Может я и больше бы знала о деревне, если бы хоть с кем-нибудь свела знакомство, а так только здрасьте и до свидания.
То, что я здесь описала, это в основном от случайно услышанного от детей, от людей в автобусе или в магазине, иногда Володя приходил с такими новостями. Однажды сам принес три солдатских медальона, которые нашлись на поле, высушил их и отдал в сельсовет.
Далее: Последние месяцы 1983 гоода.
К сведению: Это одно из моих воспоминаний на моем канале "Азиатка" , начиная со статьи " История знакомства моих родителей ". Не обещаю, что понравится, но писала о том, что было на самом деле.