В ту пасхальную ночь праздничные песнопения звучали особым смыслом: Сын Божий, став Сыном Человеческим, победил смерть, как неизбежное следствие грехопадения, ценой своей жизни. Пройдя ужас и боль смерти, Спаситель открыл дверь в Небо, ценой своей жертвы, сам стал той дверью, через которую можно обрести Вечность Любви, ибо Бог есть любовь. "Спящим во гробех живот даровав" — ведь эти слова в первую очередь о нас, а не о мёртвых, о наших омертвелых душах, а не о мёртвых телах. В пасхальную ночь пришлось близко увидеть смерть телесную и почувствовать, что при жизни тел страшна смерть душ, спящих во гробех своих правд, убеждений, страстей. Такая жизнь приводит к вечному сну во гробе без возможности пробудиться: смерть отсеивает второстепенное от важного, временное от вечного. И если не воскреснуть душой при жизни тела, откликнувшись на слова Спасителя: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное", то куда заведут собственные убеждения, рождённые из тесного союза с миром, когда в евангельских текстах смыслообразующей темой проходит мысль о неотмирности Спасителя ( Царство Мое не от мира сего). Получается, тот, кто верно будет следовать за Христом, чтобы "смертию смерть" попрать, оставить пример своей жизни и смерти как свидетельства, что у Бога все живы, должен стать как бы безумным для мерок мира видимого. Либо, сроднившись с миром, стать безнадёжным безумцем для мира невидимого. Ведь современный мир прогнулся от тяжести грехов и пороков. И следование по его путям приводит в пропасть, где ужас смерти не знает пасхальной радости. Смерть — переход. Спаситель протянул свои руки со креста, пообещав нам Вечность Небесную. Но чтобы перейти на сторону Света, нужна творческая активность переходящего. Чтобы смерть стала начальной страницей новой жизни, нужно написать книгу своей жизни, опираясь на заповеди Божии, жить по этим заповедям и надеяться, что ужас смерти будет попран светом пасхальной радости, чудом Воскресения Спасителя.
У Бога все живы. А мы живы?.. В ту ночь сердце ширилось от радости о чуде Воскресения и сжималось от боли за погибших в ДТП, за их родных. В ту ночь так и не смогла уснуть...
Это вспомнились события 2020 года. На Страстной неделе в этом году умерла моя любимая бабушка. Солидный возраст -- 89 лет 20 апреля исполнилось. 28 апреля бабушки не стало. В то, что уже не увижу её никогда в этом мире, не поговорю с ней, не обниму, поверить не могу -- сознание не вмещает. До 3 апреля ничто не предвещало ухода -- бабушка была полна жизненной энергии, но случился инсульт: больница, а затем -- медленное угасание дома. Успокаивает боль утраты христианская кончина: успели пригласить батюшку, пока бабушка была в сознании. За два дня до смерти она, прилагая усилия (речь давалась с трудом), вслух молилась, прерывая молитвы просьбой, обращённой ко Господу, о подаче сил и терпения. Успокаивает боль утраты само время упокоения -- весна, самые скорбные дни года в преддверии вести о радости воскресения Спасителя, вести о победе над тленом, вести, венчающей вечной жизнью.
У Бога все живы! Пасхальная радость цветёт весенним цветом, вплетая бодрость птичьих трелей в ткань наших мимолётных и таких хрупких жизней. Новый день всегда приносит надежду -- пока даётся время, будут силы и терпение преодолеть временный путь, вырастая из пут сего мира для Вечности, которую со Креста открыл Христос: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Пасхальная радость о Воскресшем Спасителе преодолевает ужас смерти -- мы не оставлены, не забыты. У Бога все живы. Главное, ожить душой, потянуться всем сердцем, всей жизнью к Небу.
Христос Воскресе!