Сериал "Миниатюрист" Великобритания 2017.
Две серии по полтора часа.
С Аня Тейлор-Джой в главной роли.
Голландия XVII век.
Я решилась посмотреть этот фильм за кукольный домик, а смотрела уже за другое.
Странная вещь с удачной старинной эмоцией шкатулки в шкатулке, в шкатулке.
Я не очень люблю "историческое" кино - я придираюсь, не к одежде, так к оранжереям, не к оранжереям, так к походке героинь - обычно она современная, это несколько раздражает, женщины только в 1920е годы стали двигаться напористо, быстро и агрессивно, до этого им не позволяли такие движения ни приличия, ни банально крой одежды.
Но "Миниатюрист" удивительно изящно стилизован в самом лучшем и оригинальном значении этого слова, когда стиль является неотъемлемой составляющей повествования, а не попыткой что-то "украсить".
Соблюдены все правила, а там, где можно было бы ошибиться, есть присутствие точёной и точной графики, которая уничтожает неровности.
Юная девушка с одной только клеткой с попугаем приезжает в дом богатого мужа в столице, чтобы спасти не просто финансовое положение семьи, но и земли принадлежащие её семье от затопления, деньги нужны на ремонт дамбы.
Этот момент делает для меня происходящее немного более пронзительно достоверным, чем классический брак по расчёту и исторический мезальянс.
Голландия, море, суша, дамбы.
Немного более серьёзно, чем разговор о выкупе из закладной матушкиных драгоценностей, которые заложил батюшка проигравшись в карты.
Если бы фильм пытались снять не по картинам голландских художников соответствующего времени, могло бы выйти банально, рутинно, "псевдо исторически", но композиция, свет, операторская работа воспроизводили живопись того времени и получилось блестяще.
Отдельно я "согласилась досмотреть до конца" за очень бережно восстановленную одежду эпохи.
Фактуры и цвет, я не рискну перечислять имена голландских живописцев, они хранятся у меня в очень дальней "папке" в памяти, но конечно же Ян Вермеер, невероятный жёлтый цвет платьев, мне казалось, современные технологии его не воспроизведут. Тончайшие сеточки на волосах, аккуратнейшие чепцы с историческим кроем, изнанка роскошных капюшонов - можно смотреть только на это.
Точность интерьеров включая кровати-шкафы в парадных комнатах и тяжёлые портьеры.
В качестве свадебного подарка мужчина дарит главной героине шкаф-кукольный дом с девятью комнатами.
Она заказывает три вещицы у миниатюриста, которых ей не хватает и в домике и в реальной жизни - лютню, клетку с попугаем и коробку с марципанами.
Миниатюрист присылает ещё колыбель для ребёнка и точную копию её кресла, интрига простая, но очень тактильная.
Очень легко представить, как держишь подобные вещицы в руках сам.
А кукольные дома это - безумно модное и безумно дорогое увлечение тех лет, которое дошло и до наших дней в таком же формате.
И крошечные записочки на вощённой бумаге с символом солнца: "Всё ещё может измениться."
Я хочу сказать, у них в городе есть шаман.
А мне всегда интересно смотреть фильмы, в которых есть шаман, даже, если авторы сами не поняли, что это за персонаж.
В "Миниатюристе" шаман есть.
У них в городе есть кто-то, про кого почти до самого конца трудно понять - это призрак или живой человек.
Невероятный бархатный плащ с капюшоном цвета северных туманов.
А дальше начинается какая-то хрупкая игра эмоций.
И из старинных картин с полами в чёрно-белую шахматную клетку, из комнат с деревянными панелями от пола до потолка, с тёмными панелями по потолку и с каминами выходят живые люди, как они могли бы выходить во снах или сюрреалистичных картинах из стен.
Мне иногда снятся сны, где из старых стен выходят люди из тех времён, когда в этих стенах кипела жизнь.
Этот фильм похож на такие мои сны.
И несколько искренних улыбок, когда я ждала только ритуала.
Ритуала, стилизации и "хорошей операторской работы".
"- Я надеюсь, ты сможешь его полюбить.
- А это обязательно?
- Нет, но я хочу, чтобы вы были счастливы."
И из этой шкатулки или, наоборот, в эту шкатулку выпадает немного счастья.
Совсем чуть-чуть, как в северных странах бывают блики от стеклянных шариков на окнах в редкий солнечный день.
Это счастье в канве фильма ощущается даже не совсем как "эмоция" - это почти ювелирная подвеска на бархотке на главной героине.
Но и подвеска и эмоции настоящие.
Весь фильм как шкатулка с ювелирными вещицами и потайными отделениями.
И несколько бликов настоящих чувств.
Фильм скорее женский.
Даже, однозначно - фильм женский, а я редко могу смотреть женское кино дольше пятнадцати минут, я же знаю, что чем закончится, я сама могу написать лучше, но не в этот раз.
Фильм скорее как искусство в себе, чем жанр "исторического" или "детективного" кино.
А так же затронуты темы "меньшинств", которые в этом контексте имеют право на воплощение, в отличие от огромного количества современного "лубка" на эти темы.
Но для кого-то это может быть важным, поэтому считаю нужным предупредить.
Я сама не люблю агрессивную эксплуатацию "модных" тем такого рода, но не замечаю их, если история была про другое.
"Миниатюрист" про другое, намного более тонкое.
Спасибо за прочтение.
Лайк, если статья понравилась или я сумела заинтриговать фильмом.