Предисловие
Многие, или часть, если хотите, меломанов (в том числе и я) делят группы на так называемые "эшелоны". То есть группы первого " эшелона " это те, которые добились славы и известности возведённые в абсолют. Это конечно же The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd, Led Zeppelin. The Doors, Jefferson Airplane, Джимми Хендрикс Experience, исполнительница Джейнис Джоплин и так далее (думаю, что эти и другие имена знают даже те, кто далёк от музыки). Есть "второй эшелон". Это группы и исполнили добившиеся большой известности, но часть меломанов всё таки их уже не знает, или не у всех у них на слуху, это например Wishbone Ash, Curved Air, Renaissance и другие. И группы "третьего эшелона". Это потрясающие самобытные группы, но по тем или иным причинам не добившиеся огромной известности по тем или иным причинам (собственное нежелание, внутренние разногласия и противоречия, коммерческие причины и так далее). Для меня это такие группы, как Gong (хотя касаемо этого коллектива я не знаю, куда их причислить, или точнее не уверен), группа Nektar (номинально немецкая, фактически созданная британцами), Epsilon, Focus, Out of Focus и другие - перечислять долго.
Заранее пишу, что не надо меня критиковать, и эта " разбивка" групп не означает что для меня из них какая-то лучше, а какая-то хуже. На одной ступени у меня вполне могут стоять известные коллективы с мировыми именами, и коллективы о которых знает лишь кучка меломанов, которые в свободное время часами на просторах интернета выискивают малоизвестные имена, настолько малоизвестные, что порой даже затруднительно узнать хотя бы что за люди играли в той или иной группе (я в последнее время фанатично предан занятию по поиску таких коллективов).
Но сегодня я хочу написать о трёх коллективах, имена которых меломаны точно знают, а те, кто застал в более-менее зрелом возрасте советские времена (точнее поздние советские времена) знают их тем более.
И так. Поехали.
Группы, и мнение.
- URIAH HEEP
Да, друзья, может многие сейчас удивятся, но не надо сразу бросать сами знаете что на вентилятор. Для меня это тоже странно, но эта группа не добилась таких масштабов, как Led Zeppelin, хотя я бы сказал что именно с LZ URIAH HEEP можно сказать "побратим". Высококлассный материал, смесь хард рока и прогрессив рока (небезызвестная July Morning с потрясающего альбома Look at Yourself), действительно уникальный подчерк, особенно ранних Uriah Heep с Кеном Хенсли, сделали эту группу действительно выдающейся, в чем то даже уникальной, и да, я смел на высказывания, но где-то даже интереснее вышеупомянутых Led Zeppelin. Но увы, по всем параметрам группа не имеет такого размаха как группы " первого эшелона", хотя стадион собрать в лучшие времена могли. И я это считаю исключительным "музыкальным парадоксом".
- Shocking Blue
У многих, особенно советских меломанов эта группа, ну особенно конечно наша потрясающая Маришка Велеш вызывает чуть ли не " священный трепет" (в хорошем смысле). Но здесь два парадокса. Первый. Группы плотно ассоциируется даже у таких меломанов лишь с песней Venus, то есть "слышу название Shocking Blue, вспоминаю Venus", и такая реакция меломанов со стажем тоже у меня вызывает когнитивный диссонанс. Дело в том, что группа эта не " одной песни", для меня та же Demon Lover является не менее шедевральной, чем вышеупомянутая Venus. Ребята работали много в психоделическом жанре, свойственному "моде" тех лет, использовали экзотические инструменты и имели десятки крутейших работ. Но, увы. Опять таки парадокс, композиторский талант Робби ван Леувена, мощнейшее контральто Маришки не поставило группу в ряды "первого эшелона", и она не стоит по популярности рядом с королевой психоделического рока Грейс Слик. Группа имела всю ту же пресловутую " ограниченную популярность", да даже те немногие, которые скажут, что любят Shocking Blue вряд ли назовут всех участников коллектива, и перечислят не богатую, но потрясающую дискографию данного коллектива (простите, никого не хочу обидеть - кто может, тот молодец). И "ограниченная популярность" в конце-концов (как одна из причин) и сказалась на распаде коллектива.
- Smokie
Эту групп я считаю побратимом The Eagles (кто не согласен, пожалуйста, у каждого своё видение). Легкие, мелодичные софт роковые хиты прямо чистой рекой льются в уши слушателя, прекрасный и неординарный голос Криса Нормана. И мой любимый альбом Midnight Cafe.
С этой группой всё сложно. Исходя из статей, группа с их звучанием пришла на сцену поздно, и ребята не хотели играть на родине (в Британии то есть) , боясь, что над ними будут смеяться и поэтому решили "завоевывать" Европу, что опять-таки сказалось на "ограниченной популярности". В Европе их встречали как звезд, интервью, аншлаги - чего не скажешь о приеме на родине и уж тем более в США (хотя с США вообще все сложно, туда даже сверхзвездам попасть не всегда легко). И снова парадокс. Я обожаю группу Eagles и я вижу очень много параллелей в музыкальном ключе с группой, о которой идёт речь. Все сделано очень качественно, насыщенный звук, хорошие тексты, великолепные мелодии, и как я уже писал выше, великолепный голос Нормана, разнообразие жанров - от кантри и софт рока до ураганного блюз рока. Но, увы. Все это не дало (и не уже не даст) поводов для популярности группы по обе стороны Атлантики, внесение имен в зал славы рок н ролла, и других почестей достойной группы.
Хотя, здесь есть краткое объяснение, почему так вышло. Группа изначально решила делать ставку на продвижение именно в Европе. Отчасти это и сказалось на том, что группа не вошла в число тех, кого чествует весь мир.
Послесловие.
Я хочу сказать, что как бы то ни было, всё это достойные группы и коллективы. Конечно, по большому счёту не важно (для нас, для слушателей) имеет ли тот или иной коллектив 10 000 проданных тиражей пластинок, или 10 000 000 (хотя хочется желать любимой группе/группам только успехов). Главное это то, чтобы нравилось то, что они делают. А раз мы их знаем, и любим - значит все силы не были потрачены зря.
По поводу разделения групп на "эшелоны", ну или "ступени". Такую разбивку для себя я сделал лишь для удобства, это, как я уже писал выше, не означает, что для меня один коллектив хуже, а второй лучше. Как указано в моей статье, да и вы это прекрасно знаете, мой дорогой читатель, что хорошая музыка не конечный залог успеха (увы, конечно). Многое что зависит от личных отношений в группе, промоутеров, менеджмента, не в последнюю очередь финансов и так далее, к сожалению, это факт и факторы, от которых не уйти.
Любите музыку! Рок н ролл это мы. Всем добра и спасибо за чтение.