02.02.2015
Генна Сосонко
«Желаю вам поскорее стать и олимпийцами, и паралимпийцами!»
Бывший президент Олимпийского комитета России
Леонид Тягачев на встрече с юными спортсменами
Мы уже упоминали, что на закончившейся совсем недавно сессии МОК была предпринята попытка включить шахматы в программу зимней Олимпиады.
Идея родилась не спонтанно, скорее к ней пришли из безысходности. Много лет ФИДЕ пыталась включить шахматы в программу летних Олимпийских игр. Безрезультатно. Еще предыдущий президент МОК Жак Рогге объяснил, что у шахмат нет ни малейших шансов стать олимпийской дисциплиной. Руководство МОК старается ограничить число участников и сократить количество видов спорта на и так непомерно разросшихся Играх. Вспомним о классической борьбе, временно, с сокращением числа весовых категорией оставленной в программе Олимпиады, а тут еще шахматы.
Решили зайти с другой стороны: ведь проводятся же и зимние Игры. И здесь неудача: на декабрьской сессии прошлого года в Монте-Карло Олимпийский Комитет отказался включать шахматы в программу и зимней Олимпиады.
«Мы очень активно старались продвинуть эту идею, - рассказал глава Олимпийского комитета России Александр Жуков. - Было предложение допустить шахматы в программу зимних Игр соревнования в закрытых помещениях, и оно очень серьезно рассматривалось. В таком случае шахматы могли получить шанс на включение, но в результате решили остановиться на старом принципе, что зимние Игры проводятся только на льду и снегу».
ФИДЕ предложила изменить устав и после слов «зимние Олимпйские игры проводятся на льду или на снегу» поставить запятую и продлить фразу: «а также интеллектуальные виды спорта, такие как шахматы». И эта попытка успеха не имела.
Что здесь сказать? Серна Михайловна, секретарша директора треста «Геркулес» Полыхаева из бессмертного романа Ильфа и Петрова, отбивая атаки осаждавших ее просителей, искусно пользовалась тридцатью шестью штемпелями с самыми различными текстами. Среди них были - «Не возражаю. Полыхаев», «Согласен. Полыхаев», «Прекрасная мысль. Полыхаев».
Оптимисты из ФИДЕ полагали, что МОК воспользуется именно этими штемпелями, на самом же деле на данный шахматам поворот от зимних олимпийских ворот стояли оттиски - «Не мешайте работать», «А ну вас всех!», «Не морочьте мне голову», или даже «Что они там, с ума посходили?»
Казалось бы, все ясно: у ФИДЕ и так хватает проблем, и можно оставить олимпийские мысли. Но нет. Выяснилось, что они согласны даже на оттиск «Бросить на периферию. Полыхаев».
«Сейчас мы сосредоточимся на возможности вступить в программу зимних Паралимпийских игр, - говорит помощник президента ФИДЕ Берик Балгабаев. - Шахматы - самый демократичный вид спорта, у нас нет деления на женщин и мужчин, а на Всемирной шахматной олимпиаде наряду со всеми выступали три команды людей с ограниченными возможностями. В апреле 2015 года в Сочи пройдет конвенция "Спортаккорд", где мы проведем встречи с представителями МОК".
Оставим на совести Берика Туктыбековича утверждение, что «у нас нет деления на мужчин и женщин», даже если острый глаз депутата Милонова остановился бы на такой формулировке.
Но глава РШФ Андрей Филатов тоже считает, что ФИДЕ следует сосредоточиться на включении шахмат в программу зимних Паралимпийских игр. «Сейчас, по сути, целые континенты выключены из Паралимпийского зимнего движения. А благодаря шахматам такая возможность появится. Так было бы правильно. Это бы и популяризировало шахматы, и позволило бы многим летним странам принять участие в зимних Играх. Представьте инвалида в Африке. Где он будет искать снег и кто его пошлет участвовать в зимней Паралимпиаде? А через шахматы он сможет стать частью Игр", - цитирует ТАСС президента РШФ.
Очевидно, что ФИДЕ, поддерживаемая РШФ, хочет не мытьем, так катаньем войти в «олимпийскую семью». Представим теперь, что МОК не выдержит напора чиновников и согласится с включением шахмат в Паралимпийские игры. Что тогда?
Восхищаясь мастерством и фантастической волей спортсменов-инвалидов, отдадим должное и шахматистам с тем или иным гандикапом. Но сделать их разменной монетой для включения всех без исключения шахматистов в программу Паралимпийских игр?
Cорок лет назад Королевская Федерация шахмат Нидерландов праздновала столетний юбилей. Президентом федерации был тогда Вим Рют, представительный мужчина, работавший главой паблик рилейшнз концерна ИБМ, регулярно проводившего крупные международные турниры в Амстердаме.
Год спустя Рют оставил шахматы, перейдя (тоже в качестве президента) в другую федерацию: спортсменов-инвалидов. Когда друзья спрашивали его об особенностях новой деятельности, Рют, вздыхая, сообщал: «Мне не привыкать. Раньше я был президентом федерации ментально ущемленных, теперь физически. Большой разницы не вижу...»
Меры, предпринятые ФИДЕ, чтобы задобрить руководство МОК и сделать шахматы олимпийской дисциплиной, - ноль за опоздание на партию, нелепый допинговый контроль и другие – имеют одну цель: пробиться на Олимпиаду. Любую. Летнюю. Зимнюю. Паралимпийскую.
Олимпийские игры давно превратились в гигантскую индустрию спорта, и ФИДЕ привлекает запах больших денег. И дело не столь в том, что шахматы, став олимпийской дисциплиной, получат другой статус в национальных федерациях. Главное - появляются шансы занять руководящие посты в руководстве международной организации с миллиардным бюджетом. Даже должности рядовых членов Олимпийского Комитета являются настолько заманчивыми, что постоянный душок коррупции неизменно висит над МОК, а скандалы в этой связи стали рядовым явлением. Мы уже не говорим о президенте Олимпийского Комитета, который парит над главами правительств и монархов всех стран мира.
Но чем бы ни руководствовались ФИДЕ и РШФ, пытаясь прорваться на Олимпийские игры, по-моему, следует пойти по диаметрально противоположному пути. Именно: еще более подчеркнуть нашу инакость, нашу обособленность. Заняться, например, усовершенствованием электронной проверки. Это сохранит собственную нишу шахмат: мы – другие! Мы – шахматисты! Мы особенные! Мы тоже боремся за чистоту нашей игры, но боремся другими методами, ведь это не наращивание бицепсов, а нечто другое, особенное. Загадочное. Современное! Другое!
Уместно еще раз вспомнить: «И почему это у шахматистов все должно быть иначе? Почему во всех видах спорта так, а у вас – этак?» - спросил Ботвинника генерал-полковник госбезопасности, оказавшийся в пятидесятых годах прошлого века по совместительству главой всего советского спорта.
«Потому что во всех видах спорта голова помогает телу, - ответил никогда не лезший за словом в карман Патриарх, - а в шахматах тело помогает голове!»
С тех пор прошло шесть десятков лет. В соревнованиях по шахматам сегодняшнего дня голове помогает не только тело, но и мощные компьютерные программы. Шахматисты знают: Стокфиш (Комодо, Гудини) порожняк не гонит!
Мы, шахматисты, не остались в стороне от новейших технологий. «Он (она) играет по первой линии компьютера» - в наши дни звучит как лучший комплимент (порой даже вызывающий подозрение). Технические новшества перевернули устоявшиеся в течение веков понятия и представления не только в жизни самой, но и в оценке многих, очень многих позиций и дебютных вариантов в шахматах.
Во всех фактически видах спорта компьютерные программы помогают сегодня в подготовительном процессе. Но ни в одном роль компьютера не является столь значительной, как в шахматах. Это тоже делает нашу замечательную игру уникальной, еще больше отличает ее от других видов спорта. Будем лелеять эту уникальность. Будем стараться ее сохранить.
Поскорее заметем под ковер и забудем намерения чиновников о включении шахмат в программу Паралимпийских игр, чтобы никто и не вспомнил безумную и недостойную шахмат идею.
* * *