Найти тему
Жизнь с Музыкой

Любимая группа ABBA. Часть 2/3. В зените славы.

Любимая группа ABBA. Часть 1/3. Начало: восход супер-звезд.
Жизнь с Музыкой11 мая 2021

Вообще, слушая ABBA, невольно отдаешь себе отчет в том, насколько это нетипичная группа по своей сути. Две ведущих вокалистки, ёшкин кот!

Когда я только начал увлекаться этой группой, я сам был гитаристом и вторым вокалистом в группе. И я знал, что при таком раскладе должно быть, скажем так, должностное подчинение, потому что два ведущих вокалиста - это катастрофа. А две вокалистки - тем более! Для меня было очевидно, что в группе они хоть ты тресни будут конкурировать и шипеть друг на друга! Я думал, что они поэтому и старались обе из всех сил, пытаясь затмить друг друга, и таким образом постоянно становясь лучше как вокалистки.

Но на самом деле все было не так. Агнета и Анни-Фрид - вокалистки абсолютно разные. Даже по певческому голосу - Агнета - колоратурное сопрано, в то время как Анни-Фрид - лирическое меццо-сопрано. Наличие двух таких певиц в группе открывает огромные возможности и дарит гибкость выбора - улыбчивые авторы-двигатели группы Бенни и Бьорн могли подбирать один из двух имеющихся лид-вокалов под каждую свою песню. При этом в любом случае, любая песня подходила под их совместное пение - эти две девушки еще и удивительным образом сочетались друг с другом по тембрам голоса. Насколько я понял, две вокалистки даже после распада группы дружили между собой теснее, чем со своими бывшими мужьями, видимо на фоне схожей семейной драмы.

Сейчас мне в это сложно поверить, но я очень долгое время не мог отличить, кто из них в какой песне исполняет лид-вокал. Сейчас же для меня это очевидно. Я даже нашел одну страничку в интернете, где приведен полный перечень песен группы и указан исполнитель лид-вокала. После этого я вновь переслушал все песни группы и в каждой попытался сам правильно ответить на этот вопрос. Почти везде угадал!

В интернете можно найти множество опросов на форумах - чей голос Вам нравится больше - Агнеты или Анни-Фрид. Мое предпочтение - Агнета. Объясню почему. Да, Анни-Фрид - заслуженная певица, выступавшая с детства. Ее голос лирический, драматический, но не очень сильный. В группе ей отдавали в основном спокойные, медленные песни. И хотя, согласно приведенной мной выше ссылке, Анни-Фрид и Агнета в сумме за карьеру "получили" примерно равное количество песен (96 и 102, соответственно), более яркие, боевые песни с вокалом Агнеты становились хитами и лидерами разных чартов намного чаще.

Кроме того, у Анни-Фрид просматривается целый небольшой цикл, скажем так, "испанских" песен - Fernando, Put On Your White Sombrero, по общему вектору я бы туда отнес и Cassandra, и это не считая испаноязычных исполнений таких песен, как Knowing Me, Knowing You (Conociéndome, Conociéndote), I Have a Dream (Estoy Soñando). Эти песни и "локализации" - заигрывание с перспективным рынком Южной Америки, и я не могу считать их удачными (как, впрочем, и Агнетовскую Chiquitita)

И еще один момент. От первого альбома к последнему я не слышу значительного развития голоса Анни-Фрид. Он женственный, мягкий, но Агнетовской силы он никогда не достигнет. К началу 1980-х Фриде было уже 35 лет, и на ее голосе уже начал сказываться возраст, в звуке появилась еле слышимая дряблость. Мощные партии давались ей все тяжелее, и ту же "When All Is Said And Done" я считаю ее лебединой песней, где ей потребовалось петь на пределе своих вокальных возможностей.

В то же время голос Агнеты постоянно развивался. Он начинался как девичий, в нем не было Фридовской глубины. Но со временем в нем появилась сначала огромная, но легкая, без надрыва, мощь (я такие голоса обожаю и называю "поливайками"), затем развилась необходимая экспрессия. И в конечном итоге именно Агнета выдала свою сильнейшую партию в предельно драматической песне, объективно лучшей у группы ABBA - "The Winner Takes It All".

На этой ноте и с этих позиций я бы хотел продолжить краткий обзор творчества группы с того места, где мы остановились в первой части.

ABBA - When I Kissed The Teacher ("Arrival", 1976)

Четвертый альбом группы "Arrival" 1976 года - великолепный и преступно короткий (всего 33 минуты). И начинается с максимально свежей, просто обдающей мощным потоком кайфа песней "When I Kissed The Teacher".

"When I Kissed The Teacher" - феноменальная песня, одна из моих самых любимых. Причина - редчайшее попадание в точку. Удивительно, как две взрослые тетки передают чумовой восторг и ощущение полета от подростковой влюбленности. Многочисленные повторяющиеся вокальные бэк-партии, хаотично пропевающие строчки текста, гениально отражают эту сумбурную радость, с которой хочется делиться, и делиться, и делиться, и кричать об этом всем как можно громче и больше.

Безбашенный фейерверк экстаза, песня-кутерьма, песня-мозговынос, песня-ступор, предельно наивная, мощная и очень сердечная. И клип на нее такой же - инфантильный, дурной, сумбурный, нарочито простецкий - примитивность видеоряда резко контрастирует с шикарнейшим, вышколенным саундом, но при этом согласуется с "детскостью" темы песни - и в итоге это просто очаровательно.

Кадр из клипа ABBA - When I Kissed The Teacher
Кадр из клипа ABBA - When I Kissed The Teacher

С музыкальной точки зрения, помимо бэк-вокалов, меня захватывает здесь свежее звучание фазированных гитар в самом начале, а все остальное время - звучание ударных (особенно рабочего барабана - мы к нему еще вернемся) и баса - оно глуховатое и скромное (сейчас ТАК ритм-секцию никто не делает), но действительно заводное.

ABBA - Tiger ("Arrival", 1976)

Или вот Tiger - это же актуальная песня о молодой замученной городской женщине-карьеристке! Но, с другой стороны, такие женщины - это же явление нашего времени - неужели такие были в 70-х? Или ABBA заглянула вперед, опередив свое время? Думаю, да.

Тем удивительнее слышать в этой песне еще более глубокий слой: она ясно дает понять, что в каждой такой городской тигрице на самом деле живет... ↓

TIGER!!
TIGER!!

Как обычно, я не в восторге от главных хитов альбома. "Money x3" мне кажется ужасно старомодной, с неуместным экономическим подтекстом (сейчас бы такую песню никто бы не стал писать), а Dancing Queen (хотя я отлично знаю её текст и понимаю ее посыл) простите меня пожалуйста, ассоциируется у меня с этим...

Dancing Queen
Dancing Queen

Но разве это важно, если остальные песни на альбоме просто шикарны?

Dum-Dum-Diddle - вроде очень легкая вещь, но такая сентиментальная. "Симпатичный сосед-музыкант, поиграй на мне, а не на своей скрипке" - просит лирическая героиня... Какая прелесть!

That's Me - интересная вещь, манипулирующая контрастными тональностями. Ее куплеты исполнены в почти угрожающей манере, но в конце - милая фраза "That's me" и легковесный проигрыш.

Why Did It Have to Be Me - пожалуй, самая удачная песня среди тех, где парни исполняли ведущий вокал.

Knowing Me Knowing You - одна из лучших песен альбома, и в ней тоже чувствуется личная драма. Песня звучит как попытка примирения и мудрого восстановления отношений после напряженного этапа.

Следующий альбом группы - "The Album" (1977) мне кажется чуть слабее предыдущего. Во-первых, группа уже была занята выше крыши в плане гастролей, и на студийную работу у них было не так много времени. Во-вторых, этот альбом стилистически повторяет предыдущий, на нем не так много новых идей. Среди таковых можно отметить обращение к расширенной форме (6-минутная Eagle, которая, тем не менее, не была сверх-успешной) и попытка заигрывания с сэмплированием ("Take a Chance on Me" - не говорите мне, что это не сэмплы, а живое исполнение!). Хотя заявление двух замужних женщин о том, что "мы все еще свободны, попытай счастья с нами", довольно провокационно)

Еще одна сильная вещь на альбоме - "The Name of The Game", но она по своей идее очень близка к "Knowing Me Knowing You" - та же позиция женщины, испытавшей проблемы в отношениях, но готовой их адекватно решать. Понятно, что все эти песни написаны мужчинами, поэтому отражают мужскую точку зрения на возникающие семейные сложности, хотя и спеты от лица женщин.

Последние три песни альбома отражают новое направление деятельности группы - мюзиклы. Благодаря торжественности и в некотором роде даже театральности их музыки, мюзиклы в их исполнении зашли тогда и заходят до сих пор. Это довольно средние по меркам Аббы песни, но окруженные сценическими декорациями и общим ощущением праздника, они, конечно, звучат сильнее.

Шестой альбом группы "Voulez-Vous" (1979) застал группу в необходимости подстраиваться под тренды. Это была эпоха расцвета диско во главе с Boney-M, поэтому пришлось выпускать более танцевальные песни с ведущей ролью ритм-секции и ударных.

И вновь оглушительный старт альбома! "As Good As New" повторяет концепцию "When I Kissed The Teacher" - такая же свежайшая и мощная вещь о готовности забыть все разногласия и "обновить" любовь. Несмотря на легкомысленность, от текста этой вещи пожалуй впервые за всю историю группы веет настоящей, взрослой мудростью, в которой одновременно отчетливо слышится печаль. К сожалению, именно это и означало, что группа вступила в полноценный кризис отношений.

Заглавная вещь альбома - на 100% дисковая "Voulez-Vous", в которой практически не слышно эмоций - только "рабочий" драйв.

На альбоме стоит отметить яркие "Angeleyes" и "If It Wasn't for the Nights", а завершает альбом по сути кратковременный возврат к бабблгаму - "Kisses of Fire". Насколько уместны такие песни от 30-летних барышень - решать Вам.

Несмотря на некоторые недостатки альбома, связанные с тем, что группа фактически катилась по рельсам мэйнстрима, что повлекло кое-где и просадки по качеству текстов, у этого альбома фантастическое качество звука. Без этих знаний было бы тяжело записать истинный шедевр, коим является предпоследний альбом группы "Super Trouper".

Но об этом мы поговорим в заключительной части моего материала о группе ABBA.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!