Уиндус еще один представитель региональной школы живописи, на этот раз Ливерпульской. Его творческий путь также показывает переход от академизма к новым формам художественной выразительности в эпоху перемен в английской истории.
Уильям Линдсей Уиндус родился в 1822 году в Ливерпуле в семье Джона Уиндуса и Агнес Мик, шотландки по происхождению.
Судя по тому, что первоначальное образование мальчик получил в частной школе Макморрана. Семья не бедствовала, но и аристократическим происхождением они похвастаться не могли. Его дедушка был викарием, что говорило если не о достатке, ведь это должность далеко не первого лица в церковной иерархии, то об определенном культурном уровне семьи.
В возрасте шестнадцати лет Уильям получил несколько уроков у художника Уильяма Дэниелса. Мы не знаем кто еще был его учителями, но самостоятельно поступить в Ливерпульскую академию, как это сделал Уиндус, даже обладая талантом, было практически невозможно. Параллельно с академическом образованием Уиндус посещал классы натурной живописи, которые вел брат Джона Роджерса Герберта. Сам Герберт считается предтечей прерафаэлитов, именно он был одним из тех, кто встал в оппозицию с академической доктриной в 40-х годах XIX века.
Тем не менее, Уиндус работал на грани компромисса, писал романтические исторические картины с религиозным и моралистским подтекстом, создавал иллюстрации к Вальтеру Скотту и Шекспиру.
В 1847 году Уильям Уиндус был избран членом Ливерпульской академии, через год подтвердил свой статус и стал ее действительным членом. Простой член академии – это статус, который показывал принадлежность художника к профессиональному сообществу и служил неким гарантом качества его работ. Действительный член академии – это должность и возможность влиять на правила, действующие в этом профессиональном сообществе.
Получив эту должность, Уиндус невольно стал виновником заката этого института. В 1850 году, стремясь познакомиться с новыми тенденциями в столичном культурном сообществе, художник отправился в Лондон по приглашению своего главного покровителя, коллекционера Джона Миллера. Работа Джона Эверетта Милле «Христос в доме своих родителей» («Столярная мастерская», 1849-1850 гг.), которая была выставлена в том году в Королевской академии художеств, произвела на него очень сильное впечатление. Так началось его сотрудничество с братством.
В 1850-х годах, он инициировал приглашение прерафаэлитов выставиться в залах Академии в Ливерпуле. В 1851-1853 и 1856-1857 годах художники этого направления завоевывали ежегодные премии, чем вызвали возмущение местной художественной элиты, публики и прессы. Недовольство (профессиональная ревность) росли и усиливали раскол. Популярность прерафаэлитов нанесла непоправимый урон финансовому благополучию Академии и привела к ее закрытию в 1867 году.
Но расположение было обоюдным. В 1856 году выставил свою работу «Берд Хелен» в Корлевской академии, это был его первый опыт работы с пейзажем, чем привлек внимание Данте Габриэля Россетти. Джон Рёскин в своих заметках назвал работу второй картиной года (первой была названа «Осенние листья» Милле). В ответ Уиндус написал Россетти: «Уверяю вас, что вы и мистер Рёскин были двумя людьми в мире, одобрения которых я горячо желал и едва ли смел надеяться». Через год он уже выставлялся совместно с братством.
Следующая работа в духе прерафаэлитов «Слишком поздно» (1857-1858 гг.) была выставлена в Королевской академии в 1859 году. Уиндус был очень воодушевлен и считал ее лучшей в своей жизни. Но Рёскин с ним не согласился: «Здесь что-то не так; либо художник заболел, либо его картину поспешно приняли в Академию.»
Это был сокрушительный удар в спину, от которого Уиндус никогда не оправится.
В 1858 году художник женился, но через четыре года его супруга скончается после тяжелой болезни, оставив на его попечении годовалую дочку. Традиционно считается, что эти события привели к тяжелой депрессии в результате которой Уиндус навсегда оставил профессиональную живопись. Уильям Майкл Россетти говорит о другой причине. По его словам, художник пообещал супруге никогда не расставаться с дочерью, что делало невозможным полноценную работу живописца. И хотя Рёскин отзывался о его случайных работах, как о лучшем, что когда-либо делал этот талантливый художник, Уиндус не выставлялся и писал только для собственного удовольствия. Он спокойно жил с дочерью и родителями Жены в Уолтон-ле-Дейле, недалеко от Престона. В 1888 году Форд Мэдокс Браун написал: «Я видел его несколько месяцев назад в Хэмпстеде, где он живет совсем один. Он никогда больше не будет рисовать. Иногда он начинает какую-нибудь работу утром, но вечером неизменно стирает ее». Уиндус скончается 17 марта 1890 года и на годы будет оставаться забытым, пока в 1896 году несколько его акварелей не представят на выставке Нового английского художественного клуба. Через три года будут выставлены еще две его неизвестные до того момента работы, которые чудом удалось сохранить после того, как художник сам планомерно уничтожал все свои картины и рисунки. Так, постепенно его творчество возвращалось в художественный оборот и прочно ассоциировалось с братством и региональными школами прерафаэлитов.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
- Утро с новым художником в нашем telegram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.