Мой дед Константинов Илларион Антонович по меркам сибирской деревни был грамотным и образованным. Еще во время Гражданской войны он воевал в одном из сибирских партизанских отрядов. К началу Великой Отечественной Илларион Антонович был председателем колхоза.
«Всё для фронта! Всё для победы!» – этим призывам и лозунгам было подчинено всё в тылу. Мужское население деревень воевало, а на полях трудились старики, женщины и подростки. Отдавая всё фронту, крестьяне жили впроголодь.
Вот дед и решил, прежде чем начать уборку с полей, сжать немного зерна, перемолоть в муку, напечь хлеба и накормить колхозников. Так и сделал.
Но нашелся тот, кто подло донес на него в НКВД: мол, отнял часть хлеба, предназначенного для фронта.
Трибунал был недолгим. Решение – расстрелять по законам военного времени… Несмотря на прежние заслуги. Не учтя, что не в свой амбар привез мешки с пшеницей. Не слушая колхозников, которым выдали булки хлеба…
Тогда баба Лиза, надев на грудь знак матери-героини, вместе с сельчанами пошла просить за мужа и отца – ведь не для себя взял, для народа! Видимо, все же здравый ум возымел силу над жестоким формализмом законов – деда не расстреляли, но отправили в штрафной батальон на Ленинградский фронт.
Это было жуткое пекло войны. Штрафные батальоны стояли на самых горячих участках. Штрафники воевали дерзко и смело. Знали, что обратного пути нет, и только кровью можно искупить свою вину. Дед в одном из боёв был тяжело ранен. Дальше – госпиталь, «комиссован по ранению» и медаль «За отвагу». А на память о войне осколок в ноге и хромота…
Вернувшемуся с войны деду вновь предложили возглавить колхоз, но он не согласился. Почему? Теперь не узнаю… Знаю только, что работал потом счетоводом в том же колхозе. Должность важная и уважаемая!
Мой отец Георгий Миронович, окончив училище в Красноярске, молодым 18-летним лейтенантом попал на фронт. Командовал артиллерийскими расчетами на Восточном фронте.
Мой свёкр Николай Иванович воевал на Ленинградском фронте. Но был отозван с передовой и и направлен на строительство уникальной железной дороги к блокадному Ленинграду – Шлиссельбургской трассы. Всего было построено около 33 км пути по Ладожскому озеру, которые позже назвали «Дорогой победы».
Увы, мы, дети и внуки, очень мало знаем о своих предках. Раньше как-то было не принято рассказывать о тех тяжелых временах. Многие темы были просто под запретом.
Наши деды и отцы – настоящие скромные герои. Мы не спрашивали, они никогда не рассказывали о войне. Теперь – только сожаление, что не расспросили, не сохранили. Сейчас пытаюсь собрать по крупицам…
С праздником Великой Победы, друзья! Подвиг наших героев живет в веках. И мы гордимся ими!
Поддержите меня - поставьте лайк и подписывайтесь на канал.