Найти в Дзене
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ

Как у Христа за пазухой: заметка о богатстве РПЦ

Князь Владимир - Креститель Руси // culture.ru
Князь Владимир - Креститель Руси // culture.ru

В эпоху Средних веков Русская Церковь являлась крупным землевладельцем и имела в распоряжении сотни деревень и тысячи крестьянских душ. Основой приобретения являлись дары от князей и бояр.

Еще со времен князя Владимира Крестителя церкви дали широкую автономию и права. Даже во времена монгольского нашествия ханы даровали церкви ярлык (грамоту) неприкосновенности.

Земельные владения церквей и монастырей со всеми людьми работающими на них, освобождались от налогов; все церковные люди не подлежали призыву на военную службу.

Монгольским представителям запрещалось под угрозой смертной казни захватывать церковные земли или требовать услуг от церковных людей.

В XIV и XV веках вышло несколько великокняжеских грамот, дарующих церкви административную и юридическую неприкосновенность, однако монастырские крестьяне обязаны были платить налог государству.

Василий III Великий // изображение из открытых источников
Василий III Великий // изображение из открытых источников

Иваны-Анклерикалы

Правда, в XV в. при покорении Новгорода великий князь московский Иван III разгромил местную архиепископию, а ее земли раздал дворянам и боярам. Спустя столетие поистине жестоко расправился с Новгородской и Псковской землей Иван IV Грозный. Царские войска грабили храмы и монастыри, срывали колокола, уничтожали иконы, вскрывали мощи святых, убивали священников и монахов.

Известный русский философ Николай Бердяев называл Петра I "большевиком на троне", однако больше этот эпитет подходит первому русскому царю Иоанну Васильевичу Грозному. Именно при нем Церковь начинают ущемлять в имущественных правах.

Иван IV Грозный  // изображение из открытых источников
Иван IV Грозный // изображение из открытых источников

На Соборе 1551 г. был поднят вопрос о церковном землевладении. Царь предпринимает меры по отмене правил передачи земельных владений в качестве поминовения. Данная практика была продолжена и на других Соборах.

В 1573 г. было подтверждено решение о прекращении выделения вотчин крупным монастырям, а малым выдачу вотчин разрешать только с ведома государя. Тем самым Иван Грозный сосредотачивал в своих руках значительные земельные ресурсы, которые мог использовать при укреплении служилого сословия – дворянства, которое становилось главной опорой царя вместо боярства и удельных князей.

Тандем XVII века

С окончанием Смуты в 1618 г. страна постепенно выбирается из руин, вместе с новой династией, новым царем и патриархом. Последние являются родственниками отцом и сыном. Первый - патриарх Филарет, второй - царь Михаил Федорович.

Де-факто это означало диархию (соправление) в государстве Российском. Филарет стал вторым монархом в стране, при нем церковь активно возвращала себе былое влияние и владения. 1619 г. - указ по которому посадские люди, ушедшие из белых слобод, принадлежавших в том числе и монастырям, подлежали возвращению. Определенные льготы по налогообложению получили некоторые монастыри, пострадавшие в годы Смуты (например, Соловецкий монастырь).

1622 г. - был принят указ о закреплении за монастырями вотчин, купленных и данных в период с 1580 г. по 1613 г.

1628 г.- специальным указом был снят запрет на покупку вотчин.

1625 г. - Филарет получил несудимую грамоту на патриаршие владения, что означало исключительное право суда по всем делам, кроме тяжких уголовных преступлений, которому подлежало духовенство и все население патриарших вотчин.

Государство наносит ответный удар

Петр, вдохновленный поездками в европейское турне, позаимствовал там и протестантскую идею монарха во главе церкви. С приходом Петра I к власти Россия радикально изменила вектор своего развития. Это фантастические изменения касались как культуры, науки, военного дела, так и религии .

Петр, вдохновленный поездками в европейское турне, позаимствовал там и протестантскую идею монарха во главе церкви.

Так, например, было в Англии, Нидерландах, Швеции, Дании, в общем в Северной Европе.

В 1700 г. умирает патриарх Адриан, и монарх ставит в управление Церковью совет епископов, который правит коллективно.

Вскоре местоблюстителем (исполняющим обязанности) Патриаршего Престола был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Он должен был заниматься только теологическими вопросами, а все остальные распределялись по приказам (министерствам). Затем в 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, который ведал Патриаршим двором, архиерейскими домами и монастырскими землями и хозяйствами.

И только через 20 лет в 1721 г. самодержец подписывает указ о создании Святейшего правительствующего Синода, своеобразного "министерства православия" во главе со светским лицом обер-прокурором.

император Петр III и будущая императрица Екатерина II // изображение из открытых источников
император Петр III и будущая императрица Екатерина II // изображение из открытых источников

Муж и жена - одна Сатана

Идеи секуляризации церковной земли Екатерина Великая позаимствовала у своего опального мужа

В 1764 г. был подписан указ о секуляризации , по которому все церковные земли, хозяйства и крепостные крестьяне переходили в госсобственность Забытый российский император Петр III остался в истории России как любитель Пруссии и "нелюбитель" своей супруги - заговорщицы и будущей императрицы Екатерины Великой. Однако Петр не только завершил Семилетнюю войну (1756 - 1763), он начал одно из самых знаменательных предприятий по отношению к церковной собственности - секуляризацию (огосударствление) монастырских земель.

Однако правление Петра было недолгим, всего лишь один год. Его начинание продолжила и успешно завершила коварная супруга.

В 1764 г. был подписан указ о секуляризации , по которому все церковные земли, хозяйства и крепостные крестьяне переходили в госсобственность, а нерентабельные монастыри, как сейчас любят говорить, оптимизировались и укрупнялись.

Так был окончательно решен вопрос "кто в доме хозяин?" - государство, в лице государя-самодержца.

Владимир Ульянов-Ленин // изображение из открытых источников
Владимир Ульянов-Ленин // изображение из открытых источников

Борьба с "опиумом народа"

В советский период российской истории о церковной собственности и речи быть не могло. Большевики жестоко искореняли "буржуазные пережитки" в виде религии, хотя на бумаге всем гарантировалась свобода совести.

Еще со времен первых декретов Советской власти в 1917г. "о земле" церковь подверглась удару - земля передавалась в пользование «всех трудящихся на ней».

Все монастырские и церковные земли «со всем их живым и мёртвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями» также подлежали национализации.

Декретом "об отделении церкви от государства и школы от церкви" 1918г. провозглашалось , что :

"Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют".

"Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием".

" Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ".

Данные установки проходят красной нитью во всех последующих законах коммунистов вплоть до 1990 г.

Тогда митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл и ныне  почивший патриарх Алексий II  // изображение из открытых источников
Тогда митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл и ныне почивший патриарх Алексий II // изображение из открытых источников

Период Реставрации

Как себя чувствует РПЦ сегодня? Сразу скажем - неплохо.

С 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов.

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования. За четыре года (2012 -2016) Церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах . Площадь недвижимости указана только у 45 объектов - в сумме приблизительно 55 тыс. кв.м.

Крупнейшее приобретение — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.

В 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней организации получили из бюджета и от госструктур не меньше 14 млрд руб.

Основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.).

Активы на 1 января 2016 — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие».

Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%).

Главные коммерческие предприятия Церкви: "Художественно-производственное предприятие" (ХПП) торговый дом "Софрино" и гостиница "Даниловская". ХПП выпускает иконы, церковную мебель, гробницы, чаши, свечи восковые и т.д.
Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, будущий патриарх Алексий II и тогдашний патриарх Пимен // изображение из открытых источников
Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, будущий патриарх Алексий II и тогдашний патриарх Пимен // изображение из открытых источников

"Софрино" работает в одноименном поселке свыше 40 лет: землю под строительство завода по просьбе патриарха Пимена выделил еще в 1972 году председатель Совмина СССР Алексей Косыгин.

Данные РБК