Дорогие читатели , приветствую вас на своем Дзене я буду рассказывать вам об автомобилях . Наш путь начнется с АвтоВаза и будет идти по другим маркам авто .
Сегодня речь пойдет об отце отечественного автопрома , дядюшке Зазе модификации 968-м с объемом двигателя 1.0л
Прототипом нашего отечественного автомобиля является Итальянский Fiat 600 образца 1955 года . Заднемоторный автомобиль итальянского автопроизводителя Fiat, производившийся с 1955 по 1969 год. Фабрика Mirafiori выпустила 2 695 197 экземпляров. Продавался по цене 590 тыс. лир, которая считалась невысокой. В 1960-х, 1970-х и 1980-х машина была очень популярна в странах Латинской Америки, особенно в Аргентине, где ему дали прозвище «Фитито» - уменьшительное от Fiat.. Данный автомобиль как и наш советский является городским автомобилем , который в черте города являлся хорошим помощником в повседневной жизни . Юркости этому автомобилю было не занимать , что являлось огромным плюсом малолитражных автомобилей . Но вернемся к нашему красавцу Заз 968м.
ЗАЗ-968М выпуска 1971 года – последний “Запорожец” Запорожского автозавода
Машина неоднократно модернизировалась, однако модификации лишь незначительно отличались друг от друга. Самой последней машиной с названием “Запорожец” оказался ЗАЗ-968М, ставший наиболее распространенной моделью Запорожского автозавода.
Конструкция автомобиля ЗАЗ-968М
Автомобиль, в котором могут размещаться три пассажира и водитель, имеет закрытый двухдверный цельнометаллический кузов несущего типа. Передние сиденья раздельные, с продольной регулировкой и устройством изменения угла наклона спинки.
Силовой агрегат (двигатель и коробка передач с главной передачей), расположенный в заднем отсеке кузова, легко доступен для осмотра и регулировок. Рабочий объем двигателя 1,197 л; в зависимости от модификации он имел мощность 40, 45 или 50 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла соответственно 118, 123 или 130 км/ч. В загородном режиме движения расход топлива составлял 7,4 – 7,8 л/100 км.
Двигатель автомобиля – карбюраторный, четырехтактный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров. Картер коленчатого вала отлит из магниевого сплава; цилиндры съемные, чугунные, с глубоко оребренной поверхностью. Поршни – алюминиевые, луженые. Коленвал отлит из высокопрочного чугуна и сбалансирован в сборе с маховиком, сцеплением и корпусом центрифуги.
Головка цилиндров (общая на два цилиндра) с развитыми ребрами охлаждения отлита из алюминиевого сплава.
Газораспределительный механизм – верхнеклапанный, он состоит из шестерен, распредвала и балансирного механизма, а также толкателей, штанг, коромысел и клапанов.
Система охлаждения двигателя – воздушная. Нагнетание воздуха осуществляется осевым вентилятором, который состоит из направляющего аппарата, отлитого зацело с лопатками, в котором предусмотрена проточка для установки генератора, закрепленного тремя болтами. На переднем конце вала генератора закреплен шкив привода вентилятора, на заднем – рабочее колесо вентилятора. Привод генератора – с помощью клиновидного ремня от шкива на коленчатом валу двигателя. Забор воздуха для охлаждения мотора осуществляется через решетку в капоте моторного отсека, дополнительная вентиляция моторного отсека производится через щели в боковинах кузова.
Топливный бак установлен за спинкой заднего сиденья. Кстати, запасное колесо также размещается в моторном отсеке автомобиля.
Топливный насос – диафрагменный, взаимозаменяемый с насосом двигателя ВАЗа. Карбюратор – типа К-133 (для 40-сильного мотора) или ДААЗ-2101-20 (для мотора в 50 л.с).
Сцепление однодисковое, с демпфером, смонтированным вместе с ведомым диском в один неразборный узел. Привод сцепления гидравлический.
Коробка передач механическая, трехходовая, четырехступенчатая – с четырьмя передачами “вперед” и одной “назад”. КПП располагается в одном картере с главной передачей и дифференциалом.
Передняя подвеска независимая, рычажно-торсионная, бесшкворневая, с дополнительными пружинами, установленными на телескопические гидравлические амортизаторы. Основой подвески является ось, состоящая из пары стальных труб, соединенных кронштейнами. В каждой трубе располагается по одному торсиону, состоящему из пяти стальных пластин; на концы торсионов надеты рычаги, к которым при помощи шаровых пальцев подсоединены поворотные кулаки. В гнездах последних закреплены шаровые шарниры, которые обеспечивают одновременный поворот кулака и его перемещение в поворотной плоскости. Верхний шаровой палец служит опорой амортизатора, в верхней своей части амортизатор крепится к брызговику переднего колеса. На амортизаторе имеется дополнительная пружина, работающая параллельно с торсионами.
Задняя подвеска автомобиля независимая, пружинная, двухрычажная. Рычаг подвески стальной, штампованный, сваренный из двух частей. К полу кузова он крепится с помощью пары кронштейнов. Упругий элемент подвески состоит из пружины и телескопического амортизатора.
Колеса автомобиля стальные, штампованные – в каждом имеется диск и приваренный к нему обод с посадочным диаметром 13 дюймов.
Колеса крепятся к передним ступицам и задним тормозным барабанам четырьмя шпильками с помощью гаек с коническими опорными поверхностями.
Рулевое управление состоит из рулевого редуктора (глобоидный червяк с двойным роликом), маятникового рычага и рулевых тяг. Вал рулевого механизма – с энергопоглощающим элементом.
Основные Характеристики авто:
Технические характеристики автомобиля ЗАЗ-968М
Длина, мм – 3765
Ширина, мм – 1490
Высота, мм – 1400
База, мм – 2160
Колея, мм:
спереди – 1228;
сзади – 1212
Дорожный просвет, мм – 175
Снаряженная масса, кг – 840
Рабочий объем двигателя, см3 – 1197
Мощность, л.с. – 40
Степень сжатия – 7,2
Емкость багажника, л – 197
Емкость бензобака, л – 40
Максимальная скорость, км/ч – 118
Разгон до 100 км/ч, с – 38
Тормозные механизмы – барабанного типа с плавающими ко-лодками и устройством для поддержания постоянного зазора между барабаном и колодками. Привод тормозов всех колес – гидравлический, от ножной педали, раздельный на передние и задние колеса; привод стояночного тормоза, действующего на задние колеса, – механический, от рукоятки.
Кузов автомобиля несущий, двухдверный, цельнометаллический. Все неразъемные соединения деталей кузова образованы с помощью контактной сварки. В отдельных местах соединения усилены дуговой и газовой сваркой. В передней части кузова располагается багажник с запираемой изнутри крышкой.
Сиденья располагаются в два ряда. Передние сиденья раздельные, передвижные, с возможностью регулировки в соответствии с ростом водителя и пассажира. Заднее состоит из подушки и спинки. Кузов оборудован зеркалом заднего вида, противосолнечными козырьками, независимой отопительной установкой и фартуками задних колес.
Двери двухпанельные, штампованные. Внутри каждой монтируются замок и стеклоподъемник, а также установлены поворотное и опускное стекла. Ветровое стекло выполнено из безопасного “триплекса”, заднее – закаленное.
Капот моторного отсека подвешен на двух петлях, в закрытом положении капот фиксируется внутренним замком. Капот багажника навешен на двух шарнирных четырехзвенных петлях.
ЗАЗ-968М оборудован отопительной установкой, которая работает независимо от двигателя автомобиля, что позволяет использовать ее при неработающем моторе.
Следует отметить, что Запорожский автозавод был в свое время единственным, кто серийно выпускал модификации автомобилей для людей с различными степенями инвалидности. Правда, для инвалидов предназначались также мотоколяски СЗД, но эти транспортные средства относились, скорее, к мотоциклам.
Всего выпускалось пять модификаций таких автомобилей: ЗАЗ-968АБ, ЗАЗ-968Б2, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968АБ4 и 3A3-968R. При этом ЗАЗ-968АБ предназначались для водителей, у которых действовали лишь руки, ЗАЗ-968Б2 и ЗАЗ-968АБ2 – для тех, у кого была одна здоровая нога, и ЗАЗ-968Р – для водителей с действующими одной рукой и одной ногой.
Мало кому известно, что Запорожский автозавод выпускал и грузовую модификацию ЗАЗ-968М. Правда, увидеть эти машины можно было только на территории автозавода или неподалеку от него – в сущности, это были внутризаводские автокары для транспортировки деталей и узлов между цехами. Автокар имел удлиненный кузов с двумя грузовыми отсеками – спереди, в стандартном багажнике, и в середине – между передними сиденьями и моторным отсеком.
Кстати, в городе Запорожье, в отличие от других городов CCCP автомобили ЗАЗ-968М широко использовались в качестве милицейских, разъездных и служебных.
Первые проектные работы по созданию автомобиля нового поколения взамен выпускавшегося 968-го начались еще в 1970 году. Десятки вариантов компоновок, сотни моделей и макетов, тысячи километров, пройденные экспериментальными образцами опытных машин, – все это позволило уже к 1987 году представить публике в качестве экспоната ВДНХ СССР принципиально новый компактный переднеприводной автомобиль ЗАЗ-1102 “Таврия”. Некоторые, впрочем, утверждали, что эта самобытная конструкция ЗАЗа также сделана “по мотивам” итальянского автомобиля – на этот раз прототипом назывался Fiat 127, серийно выпускавшийся концерном с 1971 года. Серийный выпуск “Таврии” был развернут в 1988 году. Некоторое время “Таврия” и “Запорожец” выпускались одновременно, но в конце 1990-х годов производство морально устаревшего автомобиля-ветерана было прекращено.
Как вам стало понятно из статьи , что у данного красавца длинная и очень интересная история . По сей день сохранились экземпляры этого авто и некоторых его модификаций. Единичные модели сохранились очень хорошо с возможным апгрэйдом и улучшениями . Некоторые авто участвую в выставках и различных сходках