К моим пятнадцати годам жизненный пазл логически сложился в пользу музыкального училища: так я в далёком 1994 году стала патриотом замечательной "Мерзляковки" (АМУ при МГК), а уже спустя десяток лет пополнила ряды её преподавателей. У меня нет оснований менять свою генеральную линию, и по сей день разочарований в профессии не предвидится. Я теоретик-сольфеджист и работаю с людьми на результат.
Впрочем, было бы неправдой сказать, что музыкантские перспективы согревали мою наивную душу с раннего детства. Родители, благородные подмосковные учёные-физики, такой возможности долгое время даже и не рассматривали. С их точки зрения, достойных вариантов для дочери намечалось немало - и тем не менее, ряд самых разных обстоятельств заставил оперативно трансформировать моё ненавязчивое (почти дилетантское) хобби в основательное начало пути. "Догоняла" вышколенных сверстников - несладко, зато азартно и на сумасшедшем подъёме.
Отдельная тема - покинуть общеобразовательную школу, не охватив старшую ступень. Для кого-то изначально в порядке вещей, для меня же - к моменту принятия импульсивного решения - это был сущий нонсенс, какое-то поганое днище, чуть ли не позор большой научной семьи. Ко мне, потенциальной медалистке и завсегдатайке околовсяческих московских областных олимпиад, возникли закономерные вопросы у педагогов, посыпались личные обиды, назрело непонимание.
Но выбор был сделан, вступительные экзамены удались - укрепили меня в мысли о моём неожиданном "мерзляковском" счастье. Как выясняется, и нынче нет ему конца.
Родная школа, переживавшая не самые простые свои времена, осталась для меня позади, причём без сожаления. Добрые человеческие связи не прерывались, впоследствии пришли учиться младшие братья, а завуч как-то шутливо обмолвилась: "Что-то вас, Боголюбских, маловато - и убегаете вы быстро. Жаль, качественные..." (Каждый из братьев в своё время поступал в "Колмогоровский" интернат при МГУ по окончании девятого класса на малой родине.)
Моя душа поселилась в музыкантских кругах насовсем, не успев в детстве устать от изнурительного тренажа и конкурсной нервотрёпки. Вот такое у меня нарисовалось неожиданное преимущество перед теми, кого вели к музыке с пелёнок (нередко ограничив в познании прочих областей). Честно говоря, я довольно быстро почувствовала себя "высокообразованной" рядом с классическими представителями ранней специализации - в чём-то ловкими и зрелыми, в чём-то неумелыми и ограниченными. И это неминуемые издержки, как я впоследствии усвоила на всю жизнь. Подобную диалектику никто не отменял! (В исполнительстве мой сценарий не прошёл бы, однозначно. Моя личная радость состоит в том, что теория интересовала несравнимо больше, - и вот, дело пошло!)
За несколько месяцев приняв для себя специфику юного контингента, я легко рассмотрела сильные стороны своего нового студенческого сообщества. Его однозначное преимущество перед любыми группами сверстников-школьников состояло в крайне высоком КПД, в минимизации пустопорожней активности, в направленности усилий и в острой, бескомпромиссной нацеленности на успех и преодоление. Я очаровалась, без преувеличения. И нет, за четверть с лишним века мнение моё ничуть не изменилось, а уверенность в училищной правде окрепла. Рассматриваю "Мерзляковку" всерьёз для своих наследников.
С точки зрения объективных знаний и навыков, училище дало мне неизмеримо больше консерватории вместе с аспирантурой. Здесь работает человеческий фактор: низкий поклон старшему поколению преподавателей колледжа! Плюс благодатнейший возраст восприятия: 16-20 лет (нынче такие рамки) - время блестящей гибкости сознания, особой слуховой непосредственности, здоровых ценностей и эмоционального расцвета. (Позже, увы, приходит цинизм, от которого никто не застрахован.)
Наши студенты получают серьёзное и глубокое педагогическое образование, ориентированное на преподавание в ДМШ. Отрадно, что для большинства выпускников это далеко не пустой звук, но осознанная необходимость на пути дальнейшего развития. В конце концов, с обучением в музыкальном ВУЗе это успешно совместимо, если самому молодому специалисту такое решение созвучно.
Полагаю, что среднее профессиональное образование, конкретно в музыкальной сфере - гордость отечественной системы. Его не заменить ничем, оно уникально по своей идее и психологическому комфорту.
Очень надеюсь, что в иных областях знаний СПО столь же весомо - в глазах общества.
А по факту оно, безусловно, так!