Найти в Дзене
Near-historian

Альтернативные «сушки» и закат противотанковых самоходок

В сегодняшней статье я решил ответить на вопрос о том, было ли продолжение у легендарных самоходных истребителей танков, таких как Су-85 и Су-100, и какова была дальнейшая судьба противотанковых САУ в СССР. Сразу скажу, что в качестве примеров использованы выборочные образцы техники, наиболее меня заинтересовавшие. Отправной точкой к вопросу о дальнейшей эволюции самоходных артиллерийских установок стал 1944 год. В июле на вооружение была принята одна из лучших ПТ САУ Второй мировой – Су-100. Однако у этой легендарной машины были недостатки. Например, если у предыдущей САУ Су-85 длина пушки была не слишком большой (около двух метров), то 100-мм орудие новой самоходки увеличилось на 1,3 метра. Это привело к увеличению нагрузки на передние опорные катки, ходовую часть в целом, а также затруднило передвижение по пересечённой местности. Решить проблему можно было установкой орудия на новое танковое шасси, либо изменить компоновку машины. Советские конструкторы попробовали осуществить и то

В сегодняшней статье я решил ответить на вопрос о том, было ли продолжение у легендарных самоходных истребителей танков, таких как Су-85 и Су-100, и какова была дальнейшая судьба противотанковых САУ в СССР.

Сразу скажу, что в качестве примеров использованы выборочные образцы техники, наиболее меня заинтересовавшие.

Отправной точкой к вопросу о дальнейшей эволюции самоходных артиллерийских установок стал 1944 год. В июле на вооружение была принята одна из лучших ПТ САУ Второй мировой – Су-100. Однако у этой легендарной машины были недостатки. Например, если у предыдущей САУ Су-85 длина пушки была не слишком большой (около двух метров), то 100-мм орудие новой самоходки увеличилось на 1,3 метра. Это привело к увеличению нагрузки на передние опорные катки, ходовую часть в целом, а также затруднило передвижение по пересечённой местности.

Решить проблему можно было установкой орудия на новое танковое шасси, либо изменить компоновку машины. Советские конструкторы попробовали осуществить и то и другое.

С конца 1944 было создано несколько интересных самоходок, часть из которых имела классическое расположение боевого отделения (в передней части машины), а другая – кормовое. Из САУ «классической компоновки» стоит упомянуть Су-122-44, которая являла собой улучшенное орудие Д-25Т (от танка ИС-2), установленное на шасси нового на то время среднего танка Т-44. На базе этого же танка были созданы самоходки «неклассической компоновки» – Су-100М1 и Су-100М2. В результате развития последней, самой перспективной на взгляд военных экспертов, на свет появилась самоходная установка Су-101.

На Су-101 устанавливалось орудие Д-10С, пробивающее с одного километра броню в 110-135 мм, в зависимости от угла наклона (в теории, могла уверенно поражать немецкие танки «Тигр» и «Пантера» с большинства дистанций). Кормовое размещение боевой рубки решало проблему длины орудия, увеличивало шанс экипажа на выживание (двигатель теперь находился впереди), а также облегчал загрузку боекомплекта. На крышу рубки устанавливался 12,7 мм пулемёт ДШК, которого не было у предшественников. Самоходка имела рациональные углы наклона брони, её толщина была вполне неплохой для своего времени: корпус в лобовой проекции достигал 90-мм, в бортовой – 75 мм. Боевая рубка «во лбу» имела 120-мм бронеплиты, в бортах – 90 мм. Для сравнения, броня Су-100 была 75-мм «во лбу» и 45 мм по бортам.

Из недостатков Су-101 стоит назвать: тесноту боевого отделения, повышенная температура и загазованность внутри машины. Данные недостатки были присущи всем предшествующим САУ закрытого типа, но например на Су-100 проблему частично решили установкой двух вентиляторов (на Су-101, судя по фотографиям, был только один вентилятор). При стрельбе из орудия происходило сильное воздействие на крышу и агрегаты машины. Возросшая масса (34 тонны против 31 у Су-100) снижала динамические показатели САУ и сильнее нагружала 500-сильный двигатель.

Именно Су-101 планировалась в качестве замены Су-100. Машину приняли на вооружение, но на фронт она так и не успела. Не смотря на все свои недостатки, Су-100 и другие ПТ САУ достойно справились со своей задачей на фронте. Все работы по Су-101 вскоре были прекращены. На горизонте появился танк Т-54, который был выбран в качестве более удачной платформы для 100-мм орудия Д-10Т (платформа Т-44, по сути, являвшаяся глубокой модернизацией Т-34, изжила себя).

Су-100 на улицах Праги, май 1945 года (фото из открытых источников)
Су-100 на улицах Праги, май 1945 года (фото из открытых источников)

Установив на шасси Т-54 старую добрую Д-25Т (Д-25-44С) получилась самоходная установка Су-122-54 – по сути, та же Су-122-44, только на более широкой и надёжной ходовой. Увеличилось также и пространство внутри машины. Бронирование было идентично танку Т-54: 100 мм в лобовой проекции и 85 по бортам. Практически все танковые агрегаты также перекочевали на самоходку. Однако у новой Су имелись и недостатки – это низкая кучность стрельбы, высокая температура и загазованность в БО.

Последнюю проблему удалось решить установкой эжектора (после модернизации), но остальные проблемы остались. К тому же не стоит забывать о нагрузке на передние опорные катки, которые также не удалось снизить полностью.

В принципе, на момент своего появления, Су-122-54 была перспективной машиной. Хорошая броня, мощная пушка и 14,7 мм пулемёты делали её грозным противником на поле боя. Однако мощности 122 мм снаряда стало не хватать для пробития новых зарубежных танков (британский «Центурион» и американские «Паттоны» М48 / М60). Когда был разработан новый тип боеприпаса, было уже поздно. Вектор развития военной промышленности сместился на изготовление управляемых ракет и ракетных систем. Танки делались более универсальными машинами, что вскоре привело к появлению первых ОБТ (Прим. основной боевой танк).

В целом, с разработкой и испытаниями Су-122-54 сильно затянули. В 1956 году её производство было прекращено. За это время советские заводы успели выпустить 77 самоходок, которые, в последствии, были переоборудованы в ремонтно-эвакуационные машины, машины разминирования и др.

Машина технической помощи на базе Су-122-54 (фото из Яндекс Картинок)
Машина технической помощи на базе Су-122-54 (фото из Яндекс Картинок)

Су-101 и Су-122-54, по массе и калибру орудий, можно отнести к средним САУ. Но в СССР в были сконструированы и более внушительные САУ – Объект 268 (на базе тяжёлого танка Т-10) и Объект 704 (на базе ИС-3). Объект 268, как и Су-122-54 долго протянули в разработке, а потом и в доработке (снаряды уже слабо боролись с новыми зарубежными танками + проблемы с ходовой). Объект 704 повторил судьбу Су-101, поскольку создавался как сменщик ИСУ-152 (носил индекс ИСУ-152 обр. 1945 года), но на войну не успел. К тому же у него имелась куча недостатков, из-за которых проект не нашёл развития.

В настоящее время специализированные противотанковые самоходки, в привычном понимании, исчезли. Изменилась концепция применения САУ. На вооружении современной армии РФ стоят самоходные установки навесной стрельбы различных калибров. Танки стали универсальным средством борьбы как с живой силой и укреплениями, так и с бронированной техникой (плюс могут стрелять управляемыми ракетами). Поддержку пехоты осуществляют БМП, БМД и т.п. Дополнительную поддержку оказывает авиация.

152-мм САУ 2С3 «Акация» (изображение с Яндекс Картинок)
152-мм САУ 2С3 «Акация» (изображение с Яндекс Картинок)

Таким образом, необходимость в ПТ САУ пропала из-за развития ракетных систем, изменения характера войны, исчезновения толстостенных бетонных укреплений, универсализации танков (которые переняли функции самоходной артиллерии + усилились управляемыми ракетами). Однако необходимость в самоходной артиллерии остаётся и, скорее всего, будет ещё долгие годы.

Источники

  1. Андрей Уланов. Кусачая «сотка» – ссылка
  2. Юрий Пашолок. Су-101 - альтернатива с кормовым расположением – ссылка
  3. Юрий Пашолок. Опоздавший сменщик – ссылка
  4. Юрий Пашолок. Последние советские тяжёлые истребители танков – ссылка
  5. Канал Дзен «Константин R». Тупиковые ветки развития танков в XX века (Часть 2) – ссылка
  6. Интернет-библиотека xliby. Пушки советских танков (1945-1970 гг.) – ссылка
  7. Канал Дзен «Издательство «Шестерёнка». Су-122-54: советская САУ, построенная по канонам ВОВ – ссылка
  8. Сайт Военное обозрение (про Су-101 и Су-102) – ссылка