Найти в Дзене
Near-historian

Конфликт на КВЖД. Боевое крещение танков МС-1

Статья о военном столкновении лета-осени 1929 года на советско-китайской границе и первом массовом применении СССР танков в бою. Из школьного курса истории многие помнят об отражении японской агрессии на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин-Гол в 1939-м. Однако за 10 лет до этого, на советско-китайской границе произошёл не менее серьёзный конфликт за железную дорогу, пролегавшую через Маньчжурию. Данный инцидент известен сегодня как Конфликт на КВЖД. Для начала пару слов о самом конфликте и ряд пояснений. КВЖД или китайско-восточная железная дорога – железнодорожная магистраль, южная ветка Транссибирской магистрали, находящаяся в совместном ведении советской и китайской стороны. Дорога была построена в 1897-1903 гг. на территории Маньчжурии – северо-восточной исторической области Китая, соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром (ныне Люй-Шун, Китай). Изначально, отношения с Китаем были вполне стабильными, как и прибыль с грузооборота совместной железной дороги. Однако, в 1927 году

Статья о военном столкновении лета-осени 1929 года на советско-китайской границе и первом массовом применении СССР танков в бою.

Из школьного курса истории многие помнят об отражении японской агрессии на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин-Гол в 1939-м. Однако за 10 лет до этого, на советско-китайской границе произошёл не менее серьёзный конфликт за железную дорогу, пролегавшую через Маньчжурию. Данный инцидент известен сегодня как Конфликт на КВЖД.

Для начала пару слов о самом конфликте и ряд пояснений.

КВЖД или китайско-восточная железная дорога – железнодорожная магистраль, южная ветка Транссибирской магистрали, находящаяся в совместном ведении советской и китайской стороны. Дорога была построена в 1897-1903 гг. на территории Маньчжурии – северо-восточной исторической области Китая, соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром (ныне Люй-Шун, Китай).

Изначально, отношения с Китаем были вполне стабильными, как и прибыль с грузооборота совместной железной дороги. Однако, в 1927 году начинается противостояние коммунистической партии Китая и республиканского правительства Гоминьдан (по сути, гражданская война).

1928 год – стал отправной точной в конфликте, именно тогда начинается агрессивная политика консервативного Гоминьдана в отношении КВЖД. В это время глава северо-восточной милитаристской группировки Чжан Сюэлян решил подчинить себе всю КВЖД. Для осуществления задуманного, он имел в своём распоряжении крупные военные силы (от 10 до 20 тысяч человек), зарубежные образцы вооружения: французские танки «Рено», японские орудия, немецкие самолёты и т.д.

По мнению милитаристов, восстанавливающийся после двух войн Советский союз, не сможет оказать им должного сопротивления.

Помогали китайцам, эмигрировавшие сюда после Гражданской войны, разгромленные белогвардейцы. Подстрекаемые белогвардейцами и личными амбициями, китайцы стали совершать регулярные провокации на советской границе, а после и перешли к более действенным мерам.

10 июля 1929 года произошёл разрыв дипломатических отношений с Китаем (по другим сведениям 17 или 20 июля). К этому моменту уже произошёл захват маньчжурами КВЖД. Незадолго до этого производились массовые аресты советских работников дороги и депортация их на родину.

Не желая мириться с наглостью китайских милитаристов, СССР принимает решение быстро разобраться с данным вопросом. Для этого была создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА) и перебрасывается к Маньчжурии. Командующим армией был назначен В.К. Блюхер.

Данный конфликт примечателен дебютом первых советских серийных танков МС-1, входящих в состав нового подразделения РККА – механизированных войск. Танки должны были выполнять функцию основной ударной силы.

Танк МС-1 является первым советским серийным танком. Был создан под влиянием танка Renault FT-17. Изначально на его базе был создан танк, получивший имя «Рено-русский», но в серию не пошёл. После ещё пары попыток создать отечественный аналог французскому танку на свет и появился танк Т-18, он же МС-1, он же танк Малый Сопровождения.

Первый «серийник» СССР обладал неплохими для своего времени характеристиками:

  • Масса – 5,3 т
  • Экипаж – 2 человека
  • Бронирование – от 8 до 16 мм
  • Вооружение – 37-мм пушка системы «Гочкис» и спарка 6-5 мм пулемётов Фёдорова (с 1929 года стали устанавливать 7,62 мм пулемёт ДТ – непонятно, какая именно модификация воевала в Маньчжурии, 1927 или 1929 года)
  • Двигатель – 35 л.с., максимальная скорость – 16 км/ч

От французского «Рено» танк отличался поперечным расположением двигателя, наличием пулемётно-пушечного вооружения (аналог выпускался отдельно в двух вариантах), несколько большей маневренностью, скоростью и запасом хода.

Схема внутреннего устройства танка МС-1 (изображение из открытого доступа)
Схема внутреннего устройства танка МС-1 (изображение из открытого доступа)

Для военной операции в Маньчжурии была выделена одна танковая рота (10 танков) с тремя взводами (по 3 танка в каждом). Один танк МС-1 был повреждён при транспортировке и разобран на запчасти.

12 октября 1929 года начинается советская военная операция с целью ликвидации войск Чжан Сюэляна. Она проходила в два этапа: сначала была уничтожена северная группировка противника вдоль реки Амур (силами Амурской флотилии и авиации), а затем были нанесены удары с запада и востока.

В момент осуществления второго этапа операции и пошли в ход танки МС-1.

Конфликт на КВЖД (пометки автора канала) – изображение с Яндекс Картинок
Конфликт на КВЖД (пометки автора канала) – изображение с Яндекс Картинок

17 ноября 1929 года советские войска перешли границу с Китаем (до этого боестолкновения велись на территории СССР).

В первом бою с китайцами (ж/д станция Маньчжурия), танки МС-1 не смогли с ходу прорвать оборону противника. Даже поддержка пехоты не помогла. Стали ждать подвод артиллерии. Но и артиллерия не оказала должного эффекта, отпор китайцев был отчаянным.

В тактическом плане, танки сначала просто наступали единой массой при поддержке пехоты, потом они были усилены мобильной конной артиллерией. Затем стали действовать повзводно, помогая пехоте уничтожать ДОТы и блиндажи.

В конечном итоге, захватить станцию Маньжурия всё же удалось 20 ноября, немалую роль в этом сыграли танкисты РККА. Опыт применения танков МС-1 был учтён при дальнейшем развитии танкостроения и наступательной тактики (возможно теория наступательной операции Триандафиллова появилась после этих событий).

Советские МС-1 на улицах города (вероятно также они вошли в Маньчжурию) – фото с Яндекс Картинок
Советские МС-1 на улицах города (вероятно также они вошли в Маньчжурию) – фото с Яндекс Картинок

Фактически, после 20 ноября 1929 года боевые действия прекратились. Спустя месяц, 22 декабря был подписан так называемый Хабаровский протокол. КВЖД перешла под контроль советской администрации, а также ей был возвращён статус совместного пользования.

Потери СССР в данном конфликте составили: убитыми около 300 человек, ранеными 1400. Китай потерял более 2000 убитыми, помимо этого 1000 человек были ранены, около 10 тысяч взяты в плен.

Потери в танках за первые сутки боёв (17-18 ноября) составили 7 единиц. Большинство потерь были техническими (поломка трансмиссии, нехватка горючего). 2 танка были обездвижены китайскими гранатами, один танк провалился в ров (не спас даже специально созданный для этого хвост). Не смотря на это, почти все танки были быстро восстановлены и снова пущены в бой.

Провалившийся в ров МС-1 (фото из открытого доступа)
Провалившийся в ров МС-1 (фото из открытого доступа)

Проблемы, выявленные при первом использовании МС-1 (по отзывам танкистов):

  • Нехватка картечных (шрапнельных) снарядов, снарядов вообще (боекомплект танков в первом бою не был загружен полностью);
  • Огневой мощи 37-мм пушки недостаточно для поражения укреплений и живой силы;
  • Отсутствие радиостанции (в первый день это привело к дезориентации подразделения на местности и несвоевременному выходу машин к контрольной точке);
  • Нехватка топлива (как и в случае со снарядами, танки заливали горючим перед боем не полностью);
  • Низкая проходимость машин;
  • Удовлетворительное противопульное бронирование (от снарядов не спасало), чтобы танки не попали под прицельный обстрел во время прорыва вражеской линии обороны, приходилось устанавливать дымовые завесы;
  • Малая масса танка не позволяла уверенно прорывать проволочные заграждения. Малые габариты танка не позволяли ему преодолевать широкие рвы (как это случилось с одной из машин).
К сожалению, не удалось найти информации о том, были ли встречные танковые бои между советскими МС-1 и китайскими Рено. Любопытно, кто в данной дуэли вышел бы победителем.

Таким образом, не смотря на малую численность применённых танков в данном конфликте, при продуманной тактике, они могли повернуть исход боя в свою пользу (не без поддержки пехоты и артиллерии конечно). К использованию танков, как самостоятельных боевых единиц, пришли позже. Хотя самостоятельные подразделения (танковые взводы) всё же использовались для выполнения конкретной задачи – уничтожение ДОТов и блиндажей с пехотой.

Большинство недочётов, выявленных в ходе конфликта 1929 года, было исправлено, однако сам танк МС-1 к тому моменту, как это часто бывало с многими танками, уже перестал отвечать требованиям времени. Очень скоро он заменён более современными машинами.

Советская восточная граница до 1938 года была в безопасности.

Источники

  1. Советские танки в конфликте на КВЖД – ссылка
  2. Канал Дзен «Музей современной истории России» – ссылка
  3. Конфликт на КВЖД: конец концессии – ссылка
  4. Видеоролик: СССР против Китая: Конфликт на КВЖД. Часть Первая. ГВС № 16 (июль 2018). Канал YouTube «Сделано в Хабаровске».

Часть 1 – ссылка

Часть 2 – ссылка

5. МС-1 (Т-18): Первая «ласточка» советского танкостроения – ссылка