Статья о военном столкновении лета-осени 1929 года на советско-китайской границе и первом массовом применении СССР танков в бою.
Из школьного курса истории многие помнят об отражении японской агрессии на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин-Гол в 1939-м. Однако за 10 лет до этого, на советско-китайской границе произошёл не менее серьёзный конфликт за железную дорогу, пролегавшую через Маньчжурию. Данный инцидент известен сегодня как Конфликт на КВЖД.
Для начала пару слов о самом конфликте и ряд пояснений.
КВЖД или китайско-восточная железная дорога – железнодорожная магистраль, южная ветка Транссибирской магистрали, находящаяся в совместном ведении советской и китайской стороны. Дорога была построена в 1897-1903 гг. на территории Маньчжурии – северо-восточной исторической области Китая, соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром (ныне Люй-Шун, Китай).
Изначально, отношения с Китаем были вполне стабильными, как и прибыль с грузооборота совместной железной дороги. Однако, в 1927 году начинается противостояние коммунистической партии Китая и республиканского правительства Гоминьдан (по сути, гражданская война).
1928 год – стал отправной точной в конфликте, именно тогда начинается агрессивная политика консервативного Гоминьдана в отношении КВЖД. В это время глава северо-восточной милитаристской группировки Чжан Сюэлян решил подчинить себе всю КВЖД. Для осуществления задуманного, он имел в своём распоряжении крупные военные силы (от 10 до 20 тысяч человек), зарубежные образцы вооружения: французские танки «Рено», японские орудия, немецкие самолёты и т.д.
По мнению милитаристов, восстанавливающийся после двух войн Советский союз, не сможет оказать им должного сопротивления.
Помогали китайцам, эмигрировавшие сюда после Гражданской войны, разгромленные белогвардейцы. Подстрекаемые белогвардейцами и личными амбициями, китайцы стали совершать регулярные провокации на советской границе, а после и перешли к более действенным мерам.
10 июля 1929 года произошёл разрыв дипломатических отношений с Китаем (по другим сведениям 17 или 20 июля). К этому моменту уже произошёл захват маньчжурами КВЖД. Незадолго до этого производились массовые аресты советских работников дороги и депортация их на родину.
Не желая мириться с наглостью китайских милитаристов, СССР принимает решение быстро разобраться с данным вопросом. Для этого была создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА) и перебрасывается к Маньчжурии. Командующим армией был назначен В.К. Блюхер.
Данный конфликт примечателен дебютом первых советских серийных танков МС-1, входящих в состав нового подразделения РККА – механизированных войск. Танки должны были выполнять функцию основной ударной силы.
Танк МС-1 является первым советским серийным танком. Был создан под влиянием танка Renault FT-17. Изначально на его базе был создан танк, получивший имя «Рено-русский», но в серию не пошёл. После ещё пары попыток создать отечественный аналог французскому танку на свет и появился танк Т-18, он же МС-1, он же танк Малый Сопровождения.
Первый «серийник» СССР обладал неплохими для своего времени характеристиками:
- Масса – 5,3 т
- Экипаж – 2 человека
- Бронирование – от 8 до 16 мм
- Вооружение – 37-мм пушка системы «Гочкис» и спарка 6-5 мм пулемётов Фёдорова (с 1929 года стали устанавливать 7,62 мм пулемёт ДТ – непонятно, какая именно модификация воевала в Маньчжурии, 1927 или 1929 года)
- Двигатель – 35 л.с., максимальная скорость – 16 км/ч
От французского «Рено» танк отличался поперечным расположением двигателя, наличием пулемётно-пушечного вооружения (аналог выпускался отдельно в двух вариантах), несколько большей маневренностью, скоростью и запасом хода.
Для военной операции в Маньчжурии была выделена одна танковая рота (10 танков) с тремя взводами (по 3 танка в каждом). Один танк МС-1 был повреждён при транспортировке и разобран на запчасти.
12 октября 1929 года начинается советская военная операция с целью ликвидации войск Чжан Сюэляна. Она проходила в два этапа: сначала была уничтожена северная группировка противника вдоль реки Амур (силами Амурской флотилии и авиации), а затем были нанесены удары с запада и востока.
В момент осуществления второго этапа операции и пошли в ход танки МС-1.
17 ноября 1929 года советские войска перешли границу с Китаем (до этого боестолкновения велись на территории СССР).
В первом бою с китайцами (ж/д станция Маньчжурия), танки МС-1 не смогли с ходу прорвать оборону противника. Даже поддержка пехоты не помогла. Стали ждать подвод артиллерии. Но и артиллерия не оказала должного эффекта, отпор китайцев был отчаянным.
В тактическом плане, танки сначала просто наступали единой массой при поддержке пехоты, потом они были усилены мобильной конной артиллерией. Затем стали действовать повзводно, помогая пехоте уничтожать ДОТы и блиндажи.
В конечном итоге, захватить станцию Маньжурия всё же удалось 20 ноября, немалую роль в этом сыграли танкисты РККА. Опыт применения танков МС-1 был учтён при дальнейшем развитии танкостроения и наступательной тактики (возможно теория наступательной операции Триандафиллова появилась после этих событий).
Фактически, после 20 ноября 1929 года боевые действия прекратились. Спустя месяц, 22 декабря был подписан так называемый Хабаровский протокол. КВЖД перешла под контроль советской администрации, а также ей был возвращён статус совместного пользования.
Потери СССР в данном конфликте составили: убитыми около 300 человек, ранеными 1400. Китай потерял более 2000 убитыми, помимо этого 1000 человек были ранены, около 10 тысяч взяты в плен.
Потери в танках за первые сутки боёв (17-18 ноября) составили 7 единиц. Большинство потерь были техническими (поломка трансмиссии, нехватка горючего). 2 танка были обездвижены китайскими гранатами, один танк провалился в ров (не спас даже специально созданный для этого хвост). Не смотря на это, почти все танки были быстро восстановлены и снова пущены в бой.
Проблемы, выявленные при первом использовании МС-1 (по отзывам танкистов):
- Нехватка картечных (шрапнельных) снарядов, снарядов вообще (боекомплект танков в первом бою не был загружен полностью);
- Огневой мощи 37-мм пушки недостаточно для поражения укреплений и живой силы;
- Отсутствие радиостанции (в первый день это привело к дезориентации подразделения на местности и несвоевременному выходу машин к контрольной точке);
- Нехватка топлива (как и в случае со снарядами, танки заливали горючим перед боем не полностью);
- Низкая проходимость машин;
- Удовлетворительное противопульное бронирование (от снарядов не спасало), чтобы танки не попали под прицельный обстрел во время прорыва вражеской линии обороны, приходилось устанавливать дымовые завесы;
- Малая масса танка не позволяла уверенно прорывать проволочные заграждения. Малые габариты танка не позволяли ему преодолевать широкие рвы (как это случилось с одной из машин).
К сожалению, не удалось найти информации о том, были ли встречные танковые бои между советскими МС-1 и китайскими Рено. Любопытно, кто в данной дуэли вышел бы победителем.
Таким образом, не смотря на малую численность применённых танков в данном конфликте, при продуманной тактике, они могли повернуть исход боя в свою пользу (не без поддержки пехоты и артиллерии конечно). К использованию танков, как самостоятельных боевых единиц, пришли позже. Хотя самостоятельные подразделения (танковые взводы) всё же использовались для выполнения конкретной задачи – уничтожение ДОТов и блиндажей с пехотой.
Большинство недочётов, выявленных в ходе конфликта 1929 года, было исправлено, однако сам танк МС-1 к тому моменту, как это часто бывало с многими танками, уже перестал отвечать требованиям времени. Очень скоро он заменён более современными машинами.
Советская восточная граница до 1938 года была в безопасности.
Источники
- Советские танки в конфликте на КВЖД – ссылка
- Канал Дзен «Музей современной истории России» – ссылка
- Конфликт на КВЖД: конец концессии – ссылка
- Видеоролик: СССР против Китая: Конфликт на КВЖД. Часть Первая. ГВС № 16 (июль 2018). Канал YouTube «Сделано в Хабаровске».
Часть 1 – ссылка
Часть 2 – ссылка
5. МС-1 (Т-18): Первая «ласточка» советского танкостроения – ссылка