Союзное государство Беларуси и России принято постоянно ругать, и на то есть вполне веские причины. Ведь заявленные «равные права» на территории объединения действуют ровно до момента их соприкосновения с местными законами. Так, власти имеют право выслать любого неугодного иностранца, аннулировав его документы по ряду причин, иногда достаточно спорных. Ежегодно из Беларуси высылают порядка двух тысяч иностранцев, почти треть из которых, — граждане России. К примеру, в 2018-м их количество составило 580. А своеобразный «рекорд» был поставлен в 2015 году, когда белорусы депортировали 390 и выслали 909 граждан РФ.
Из последних историй, которые вызвали резонанс — депортация россиянина из Бреста, где он прожил большую часть жизни и осталась его семья, за участие в митингах против фальсификации выборов. Редакция «Бусла» решила посмотреть, за что белорусы высылали со своей территории граждан «братского» государства.
ЗАКОННОЕ БЕЗЗАКОНИЕ
Согласно существующим документам, иностранца могут депортировать или выслать из Беларуси за следующие административные правонарушения:
- сокрытие источника заражения венерическим заболеванием либо уклонение от обследования;
- нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи;
- незаконное пересечение государственной границы Беларуси и нарушение пограничного режима;
- нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Выслать иностранца могут в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан, а также после освобождения из арестного дома, если он «не может быть подвергнут депортации».
Важным словом во всех этих случаях выступает «могут», но не обязаны. Тем не менее белорусские власти не оставляют возможности (а зачастую и времени) иностранцам исправить ситуацию. К примеру, такой случай «добровольной» депортации произошел после 9 августа в белорусской столице: задержанного россиянина две недели держали на Окрестина, после чего вручили паспорт с отметкой о депортации и пятилетним запретом на въезд в Беларусь. Времени покинуть территорию страны силовики выделили немного: всего два с половиной часа, из-за чего россиянин был лишен возможности обжаловать решение о депортации.
Высылать уведомления по факту или за день до депортации — своеобразная фишка белорусских миграционных служб. У иностранцев зачастую не хватает времени на сбор вещей, не говоря уже о процедуре обжалования и подготовке документов. Гражданин России, который проживал с детства с семьей в Беларуси, получил уведомление о рассмотрении вопроса о его высылке из страны ровно за сутки, как итог — высылка в добровольном порядке с запретом въезда на десять лет. Отсутствие как экономических, так и социальных связей в России у человека, который всю жизнь прожил в Беларуси, власти не остановило.
Среди «депортационных историй» основную часть занимают дела обычных людей, которые несколько раз подвергались административной ответственности, либо иностранцев, которые отбывали срок по статьям УК. Однако депортация касалась и неугодных власти иностранцев по политическим причинам. Так, в 2019 году был аннулирован вид на жительство Анны Красулиной, которая на его основании жила в Беларуси с 2002 года. Официальной причиной стал неоплаченный вовремя проезд, после которого она стала представлять социальную опасность, и «в интересах общественного порядка» была депортирована. Анна занимала пост пресс-секретаря Объединенной гражданской партии и имела альтернативную властям точку зрения на происходящее в Беларуси.
Аналогичная история произошла с другой политически активной гражданкой России — Еленой Тонкачевой, которая руководила образовательным учреждением «Центр правовой трансформации». Причиной высылки стали автомобильные штрафы на ее машине, которая находилась в семейном пользовании.
Депортация иностранных граждан — инструмент государственного воздействия, выселение — вид наказания. Выселение происходит на основании судебного решения, которому предшествует рассмотрение дела об административном правонарушении.
Неоднократно из Беларуси за попытки показать неудобные режиму сюжеты высылались журналисты, например, директор корпункта НТВ Павел Селин, который жил в Беларуси с женой и маленькими детьми. Другие работники НТВ — Алексей Малков и Юрий Бабенко — были высланы чуть позже за материал о загадочном исчезновении представителей белорусской оппозиции в 1999 году. В 2011 году аналогично поступили с журналистом «Московского комсомольца» Игорем Кармазиным, которого депортировали вместе с правозащитниками Иваном Кондратенко и Андреем Юровым.
Одним из первых депортированных по политическим причинам из Беларуси стал российский политолог Андрей Суздальцев, который критично высказывался о внешней политике Беларуси по отношению к России.
Однако зачастую поводом для депортации служили достаточно абсурдные вещи, которые могут произойти с каждым: потеря работы и сложности с поиском новой, переход дороги в неположенном месте, отсутствие фликера в темное время суток. Одного из граждан России, который проживал на приграничной территории, депортировали из-за грибов: в процессе их собирания он заблудился и вышел на территорию России, где его нашли белорусские пограничники и присудили незаконное пересечение границы (которой собственно и нет). Еще одна девушка поплатилась за любовь к воде: плавая в неположенном месте, она получила административный штраф, затем была выслана с пометкой «общественно опасна», причем в данном случае, по мнению белорусских силовиков, гражданка России представляла опасность для жизни сама себе.
Читая о таких кейсах, задаешься вопросом, почему нет реакции со стороны российского правительства. На самом деле она бывает, но чаще всего выражается в «глубокой обеспокоенности» ситуацией. Реальных действий от российских дипломатов по помощи своим согражданам не наблюдалось, ввиду чего белорусские правоохранители делают практически всё, что душе угодно. А благодаря новому закону о миграции, который позволяет лишать иностранцев приобретенного белорусского гражданства по схожим причинам, количество депортаций будет только расти.
«Бусел» направил запросы в МИД России, МВД Беларуси и Посольство России в Беларуси о депортированных гражданах РФ за последние 20 лет.