Найти в Дзене
Исторические сражения

Образцовое сражение непобедимого русского адмирала

Турецкие корабли даже не успели среагировать на молниеносные действия прославленного адмирала...

Федор Федорович Ушаков без сомнения был гениальным флотоводцем. К сожалению, имя его малоизвестно за пределами России, поскольку сражался он главным образом с Османской империей на Черном море. То есть на главном морском театре войны с точки зрения России. Но Европа Черное море рассматривала как периферийный водоем, малополезный для ведущих держав, предпочитающих биться с соперником на более популярных и обширных водах. Турки же о второстепенности войн с Россией не знали, а потому часто затевали кампании и еще чаще их проигрывали. Правда, амбиции и размеры империи позволяли надеяться на реванш, отчего с завидной регулярностью случались новые конфликты.

Задачи кампании 1787-1791 годов турки формулировали просто – вернуть земли, отошедшие России в предыдущей войне. Поэтому упор делался на масштабные десантные операции. Однако дорога лежала через море, на котором отлично себя чувствовал командующий русской Черноморской эскадрой – Ушаков. Мысливший и воевавший нестандартно.

Адмирал Ушаков. Художник: Николай Николаев
Адмирал Ушаков. Художник: Николай Николаев

К 1790 году сложилась интересная ситуация. Русские затеяли наступление по Дунаю, для чего была сформирована гребная флотилия. Но она не могла пройти к точке высадки, поскольку на море безобразничали турки. Которые тоже готовились высадить десант. Помешать высадке неприятеля как раз и полагал Ушаков.

Сначала адмирал потрепал турок в Керченском проливе. Победа осталась за русскими и турецкий десант не случился. Как и серьезного разгрома. Так что пришлось срочно ремонтировать повреждения и вновь выходить на поиск неприятеля. Который оказался настолько беспечным, что даже не следил за русскими, поскольку считал, что так быстро залечить ранения, полученные в столь жестоком бою, нельзя.

Однако Ушаков сумел оперативно разрешить задачи восстановления сил, вышел в море и встретился с противником недалеко от мыса Тендра. Турками командовал Хусейн-паша, рвавшийся разгромить Ушак-пашу. Ему султан, одобрявший подобного вида инициативы, прислал в помощь адмирала Саид-бея (Сейид-Али) – опытного морского вояку. Но уверенность в собственных силах сыграло с ними злую шутку – турецкая эскадра оказалась неготовой к сражению. Русские же напали на противника без раздумий, уже в процессе атаки перестраиваясь из походной колонны в кильватерную. Единовременно с этим из общего строя вышли три фрегата, игравшие роль подвижного резерва – тактика, уже опробованная и отлично себя показавшая в недавнем сражении в Керченской бухте.

Керченское сражение, июль 1790 года. Художник: Владимир Тихоновский
Керченское сражение, июль 1790 года. Художник: Владимир Тихоновский

Выкладки Ушакова отличались простотой. Он отрицал единообразие ведения боя, поощрял инициативу своих командиров, не боялся корректировать прежние планы по ходу сражения, почитал быстроту и решительность действия за ключевое условие победы и выделял из состава своих сил подвижный резерв, который сберегался на случай изменения ветра, обстановки, ошибок противника. Или иных ситуаций, когда концентрация сил на наиболее важной мишени позволяла достичь результата предельно быстро. Удар старались наносить в самую слабую точку с тем, чтобы расстроить строй неприятеля и ввести его в замешательство. А уж потом громить частями.

Расслабленные османы, завидев русскую эскадру, оказались не готовы к бою. И предпочли спасаться бегством, обрубив якоря и спешно подняв паруса. Ушаков же, как уже говорилось, сразу овладел инициативой, начав преследование. Это притом, что численно русские уступали турецким силам – 10 линейных кораблей и 6 фрегатов против 14 линейных кораблей и 8 фрегатов (это не принимая во внимание вспомогательных сил, где соблюдался относительный паритет). По огневой мощи картина и вовсе выглядела удручающе – 830 русских против 1400 турецких пушек.

Сражение на карте. AB - русский флот, FG - турецкий, CE - захваченные корабли турок, D - взрыв на турецком флагмане. Художник: Афанасий ди Палдо
Сражение на карте. AB - русский флот, FG - турецкий, CE - захваченные корабли турок, D - взрыв на турецком флагмане. Художник: Афанасий ди Палдо

Поспешное отступление турок обернулось поражением. Из-за беспорядочности бегства арьергард заметно отстал, и его стали нагонять силы русских. Хусейн-паша решил спасти ситуацию и воссоединиться с арьергардом, одновременно выстроившись в боевую линию. Ну а Ушаков, подойдя на малую дистанцию, всей мощью ударил по авангарду турецких сил, чем привел их "в полнейшее расстройство".

Противники сблизились в 15:00. К 17:00 турецкая линия оказалась разбита. Турки решили отступать и совершили резкий разворот, оказавшись кормой к русской линии. В результате повернувшие корабли угодили под несколько продольных залпов. Три турецких корабля отвалились от основных сил. А кормовая часть флагмана Хусейна-паши была разбита в щепу. Турки старались отходить в сторону Дуная. Русские их преследовали. И, вероятно, довершили бы разгром, но наступила темнота, а ветер усилился. Так что флот Ушакова встал на якорь, прекратив преследование.

В сражении у мыса Тендра. Художник: Александр Блинков
В сражении у мыса Тендра. Художник: Александр Блинков

С утра оказалось, что турки расположились под боком. Причем один русский 44-пушечный фрегат и вовсе оказался в плотном окружении неприятеля – спасло только то, что они с утра не успели поднять флага, так что османы их приняли за своих. И возобновление ретирадного маневра беспокоило их куда больше, чем изучение особенностей корабельной архитектуры соседа.

Поскольку противники заночевали как-то уж очень близко, с утра времени для раздумий не оказалось. И турецкий флот, до того хоть как-то изображавший целостность, стал расползаться на тараканий манер, предельно растушевывая себя как мишень. Ушаков не стал гоняться за мелочевкой, а сосредоточил усилия на отколовшихся "Мелеки-Бахри" и "Капудании" (флагмане Саид-бея). Первый, потерявший капитана, сдался сразу. А вот "Капудания" пробовала огрызаться. Но недолго – русские поочередно подходили к ней и делали залп. Так что скоро корабль Саид-бея совсем лишился хода, загорелся и спустил флаг. На горящий корабль отправили призовые шлюпки, которые отловили большинство офицеров во главе с Саид-беем. Больше спасти не успели – корабль взорвался и практически весь оставшийся экипаж погиб.

Захват турецкого корабля "Мелеки-Бахри". Иллюстратор: Андрей Тронь
Захват турецкого корабля "Мелеки-Бахри". Иллюстратор: Андрей Тронь

Ушаков попытался догнать еще несколько турецких кораблей, но вскоре отказался от этой затеи из-за усилившегося ветра и довольно больших поражений рангоута (русские почти все сражение находились на ветре, так что турки изрядно потрепали им паруса). Победители ушли к Одессе для ремонта и отдыха. Турки же пробирались кто как мог к Босфору. И по пути потеряли еще один линейный корабль и три вспомогательных судна – затонули от полученных в двухдневном бою повреждений.

Рассказывали, что ликующий Светлейший князь Потемкин, узнав о победе, примчался из Ясс и чуть ли не лично благодарил каждого из офицеров, принимавших участие в разгроме турецкого флота. Ну а побитый Хусейн-паша по прибытии в Стамбул долго прятался от султана, боясь гнева шурина – жена капудан-паши Хусейна приводилась сестрой султану. Что, собственно, в итоге и спасло незадачливого адмирала – многим подобные поражения принесли султанскую немилость в виде зеленого шелкового шнурка.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала