37. Качество количественно, а количество качественно. Считать можно лишь что-то, и это что-то в наличии ограничено. Можно поработать с неограниченными качествами и количествами. Но там толку – никакого. Мысль об этом конечна, а объект мысли – нет. Надоедает. Нашей мысли нужны они как некоторое приближение, как конечное приближение. Поэтому в практической математике полезны оценки интегрирования, ограничения степенных рядов, оценки близости величин, пусть даже до конца неизвестных, бесконечно малых или больших. Бесконечное – это как техника безопасности, надо знать и понимать, но не надо пользоваться.
Сначала мы получили количество как некоторую противоположность качества. Качество явило себя как переходящее в количество. Но когда мы поняли, что глядя на определенное количество, мы меряем какое-то качество, то из качества мы сильно никуда и не ушли. То, что мы изучаем, наличное бытие, «не всё», есть и количество и качество. Абстрагируясь от качества, мы перешли в количество, абстрагируясь от количества, мы перешли в качество. Когда одно из них нам неважно, мы получаем другое. Казалось бы, конец, ничего в бытие больше нет. Исследуя бытие, мы можем ответить либо на вопрос «Какой?», либо на вопрос «Сколько?».
Опанас, когда приходит вечером на научную беседу, говорит: «Видел сегодня выставку одного художника». Тут же возникает вопрос у любого разумного человека с налетом неравнодушной изысканности: «Какого?».
Но есть в бытие еще снятие этих двух противоположностей – Мера.