Найти тему
Строительный мир

Стройка длиною в 23 года. Как возводили Президентский мост и в чем его уникальность

Оглавление

Когда, спустя 23 года, наконец, завершили строительство этого объекта, на некоторое время он стал самым длинным мостом России и №1 в мире среди речных мостов балочного типа. А для города новое сооружение принесло настоящее спасение — пришел конец многочасовым пробкам и загруженности улиц.

Как все начиналось

В октябре 1916 года в Симбирске (нынешнем Ульяновске) состоялось торжественное открытие железнодорожного моста через Волгу, получившего громкое имя Императорский. В 1950-х это двухкилометровое сооружение подвергалось реконструкции, вследствие чего было открыто и автомобильное движение. Последний раз капитальный ремонт производился в позапрошлом десятилетии.

© public domain / Wikimedia Commons (Императорский мост, фото до 1925 года)
© public domain / Wikimedia Commons (Императорский мост, фото до 1925 года)

Еще в советский период возникла необходимость в строительстве второго моста, так как поток машин увеличивался с каждым годом, и действующее сооружение уже не справлялось с нагрузкой, да и его техническое состояние становилось все хуже. К тому же на левом берегу запланировали крупный авиазавод и целый микрорайон на 250 тыс. жителей.

К разработке проекта нового мостового перехода приступили в 1980 году, а через шесть лет с возведения необходимой сопутствующей инфраструктуры стартовали работы в районе будущего объекта. Окончательно проект утвердили в ноябре 1988 года, тогда же забетонировали первую опору.

© Соколов Борис / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Императорский мост, 2012 год)
© Соколов Борис / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Императорский мост, 2012 год)

Непосредственное участие в обсуждении вопроса о необходимости нового сооружения принимал будущий президент Азербайджана Гейдар Алиев, занимавший тогда пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР и курирующий в частности транспортную сферу в стране.

На стройку съезжались люди с самых разных регионов, приехало и немало рабочих, несколькими годами ранее трудившихся на Байкало-Амурской магистрали. Возводили объект на Волге в три смены, и первое время все шло по плану, ударными темпами.

Монтаж первого пролетного строения завершили к середине 1991-го. Причем строительство начали с середины. Сдать объект в эксплуатацию изначально планировалось к 1995 году к 125-летию со дня рождения В. И. Ленина. После распада СССР президент России Борис Ельцин подписал указ, который предполагал завершение проекта на год позже. Но в итоге весной 1995-го стройка ввиду отсутствия финансирования и вовсе остановилась.

© Yuriy Lapitskiy / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Строительство нового моста, 2008 год)
© Yuriy Lapitskiy / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Строительство нового моста, 2008 год)

Денег нет, стройка стоит, пробки растут

Готовый пролет одиноко стояли посреди реки, а на старом мосту продолжали расти многокилометровые очереди из машин — знаменитые в прошлом пробки на Майской горе. Да и сам город буквально задыхался от выхлопных газов большегрузного транспорта, который через центр шел к единственной дороге через Волгу.

Однако наиболее сложный этап проекта — под водой — был к этому времени выполнен почти полностью, что составляло чуть более половины от общего объема монтажных работ. Попытки найти деньги к успеху не привели. Тогда пытались обращаться в самые разные структуры и коммерческие организации, писали премьер-министру и главе государства. Но в итоге решение о возобновлении строительства приняли лишь через три года после заморозки, хотя фактические работы стартовали только в 2002 году.

© Anto110 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Президентский мост, 2019 год)
© Anto110 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Президентский мост, 2019 год)

Проект пришлось немного пересмотреть и отказаться от вантовых конструкций ради удешевления, что отразилось на внешнем виде сооружения. Немалую роль в успешном завершении проекта сыграл С. И. Морозов, занимавший с 2000 по 2004 годы пост мэра Димитровграда, а с 2005-го и до апреля 2021 года — губернатора Ульяновской области.

Долгожданное открытие

Официальное открытие движения по мосту состоялось 24 ноября 2009 года. Хотя фактически транспорт по новой дороге через Волгу впервые пошел одиннадцатью днями ранее, когда из-за ЧП на сутки закрыли Императорский мост.

На торжестве по случаю ввода объекта в эксплуатацию, помимо губернатора области, присутствовали главы государств России и Азербайджана — Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев. Последний был приглашен ввиду активного участия его отца в этом проекте на начальном этапе.

Сооружение состоит из 25 двухъярусных металлических пролетов средней протяженностью 220 м и весом около 4 тыс. тонн. Протяженность надводной части конструкции — 5,8 км, а общая длина мостового перехода — почти 13 км, включая шесть путепроводов. Ширина моста по верхнему ярусу составляет 25 м (4 полосы). Высота опор у правого берега — 60 м, у левого — 11, из-за чего объект издали напоминает трамплин.

© Wargus / CC BY-SA 3.0 / wikimapia.org (Президентский мост)
© Wargus / CC BY-SA 3.0 / wikimapia.org (Президентский мост)

Интересно, что нижний ярус изначально задумывался в качестве метромоста под скоростной трамвай, позже рассматривался вариант запуска троллейбусного маршрута. Но в конечном итоге эти идеи реализованы не были. С другой стороны, сегодня по мосту можно проезжать на велосипеде, что проектом не было предусмотрено.

Объект получил не менее громкое имя, чем старый Императорский мост: всеобщим голосованием его нарекли Президентским. В общей сложности на реализацию проекта потратили свыше 38 млрд руб. Пропускная способность моста составляет около 40 тыс. транспортных средств в сутки.

Новые инженерные решения

При реализации проекта был применен целый ряд инновационных технологий. Например, впервые в истории мостостроения при устройстве фундамента использовали буронабивные сваи с уширенной пятой. Для монтажа пролетных строений, которые собирали на берегу, а после буксировали по воде к месту установки, разрабатывалась специальная технология, позволившая сократить время работ почти на год, правда, и стоило это дороже. Впоследствии технологию частично применяли при строительстве моста в Керченском проливе. В качестве нижнего слоя покрытия мостового полотна использовали полимерасфальтобетон, что должно было увеличить гарантийный срок эксплуатации дороги.

© Razumhak / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Президентский мост)
© Razumhak / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Президентский мост)

Ровно через два года после открытия движения по мосту, на правом берегу была готова новая развязка, при строительстве которой также были применены современные материалы и технологии. В настоящее время продолжается строительство левобережной развязки. Проект предполагает новую дорогу от моста (2,6 км), три путепровода, надземный пешеходный переход и велодорожки. Завершить все работы планируется осенью 2021 года.

Читайте: Нарушение техники безопасности, желание сэкономить и горькие последствия. Как строили Романовский мост