Когда, спустя 23 года, наконец, завершили строительство этого объекта, на некоторое время он стал самым длинным мостом России и №1 в мире среди речных мостов балочного типа. А для города новое сооружение принесло настоящее спасение — пришел конец многочасовым пробкам и загруженности улиц.
Как все начиналось
В октябре 1916 года в Симбирске (нынешнем Ульяновске) состоялось торжественное открытие железнодорожного моста через Волгу, получившего громкое имя Императорский. В 1950-х это двухкилометровое сооружение подвергалось реконструкции, вследствие чего было открыто и автомобильное движение. Последний раз капитальный ремонт производился в позапрошлом десятилетии.
Еще в советский период возникла необходимость в строительстве второго моста, так как поток машин увеличивался с каждым годом, и действующее сооружение уже не справлялось с нагрузкой, да и его техническое состояние становилось все хуже. К тому же на левом берегу запланировали крупный авиазавод и целый микрорайон на 250 тыс. жителей.
К разработке проекта нового мостового перехода приступили в 1980 году, а через шесть лет с возведения необходимой сопутствующей инфраструктуры стартовали работы в районе будущего объекта. Окончательно проект утвердили в ноябре 1988 года, тогда же забетонировали первую опору.
Непосредственное участие в обсуждении вопроса о необходимости нового сооружения принимал будущий президент Азербайджана Гейдар Алиев, занимавший тогда пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР и курирующий в частности транспортную сферу в стране.
На стройку съезжались люди с самых разных регионов, приехало и немало рабочих, несколькими годами ранее трудившихся на Байкало-Амурской магистрали. Возводили объект на Волге в три смены, и первое время все шло по плану, ударными темпами.
Монтаж первого пролетного строения завершили к середине 1991-го. Причем строительство начали с середины. Сдать объект в эксплуатацию изначально планировалось к 1995 году к 125-летию со дня рождения В. И. Ленина. После распада СССР президент России Борис Ельцин подписал указ, который предполагал завершение проекта на год позже. Но в итоге весной 1995-го стройка ввиду отсутствия финансирования и вовсе остановилась.
Денег нет, стройка стоит, пробки растут
Готовый пролет одиноко стояли посреди реки, а на старом мосту продолжали расти многокилометровые очереди из машин — знаменитые в прошлом пробки на Майской горе. Да и сам город буквально задыхался от выхлопных газов большегрузного транспорта, который через центр шел к единственной дороге через Волгу.
Однако наиболее сложный этап проекта — под водой — был к этому времени выполнен почти полностью, что составляло чуть более половины от общего объема монтажных работ. Попытки найти деньги к успеху не привели. Тогда пытались обращаться в самые разные структуры и коммерческие организации, писали премьер-министру и главе государства. Но в итоге решение о возобновлении строительства приняли лишь через три года после заморозки, хотя фактические работы стартовали только в 2002 году.
Проект пришлось немного пересмотреть и отказаться от вантовых конструкций ради удешевления, что отразилось на внешнем виде сооружения. Немалую роль в успешном завершении проекта сыграл С. И. Морозов, занимавший с 2000 по 2004 годы пост мэра Димитровграда, а с 2005-го и до апреля 2021 года — губернатора Ульяновской области.
Долгожданное открытие
Официальное открытие движения по мосту состоялось 24 ноября 2009 года. Хотя фактически транспорт по новой дороге через Волгу впервые пошел одиннадцатью днями ранее, когда из-за ЧП на сутки закрыли Императорский мост.
На торжестве по случаю ввода объекта в эксплуатацию, помимо губернатора области, присутствовали главы государств России и Азербайджана — Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев. Последний был приглашен ввиду активного участия его отца в этом проекте на начальном этапе.
Сооружение состоит из 25 двухъярусных металлических пролетов средней протяженностью 220 м и весом около 4 тыс. тонн. Протяженность надводной части конструкции — 5,8 км, а общая длина мостового перехода — почти 13 км, включая шесть путепроводов. Ширина моста по верхнему ярусу составляет 25 м (4 полосы). Высота опор у правого берега — 60 м, у левого — 11, из-за чего объект издали напоминает трамплин.
Интересно, что нижний ярус изначально задумывался в качестве метромоста под скоростной трамвай, позже рассматривался вариант запуска троллейбусного маршрута. Но в конечном итоге эти идеи реализованы не были. С другой стороны, сегодня по мосту можно проезжать на велосипеде, что проектом не было предусмотрено.
Объект получил не менее громкое имя, чем старый Императорский мост: всеобщим голосованием его нарекли Президентским. В общей сложности на реализацию проекта потратили свыше 38 млрд руб. Пропускная способность моста составляет около 40 тыс. транспортных средств в сутки.
Новые инженерные решения
При реализации проекта был применен целый ряд инновационных технологий. Например, впервые в истории мостостроения при устройстве фундамента использовали буронабивные сваи с уширенной пятой. Для монтажа пролетных строений, которые собирали на берегу, а после буксировали по воде к месту установки, разрабатывалась специальная технология, позволившая сократить время работ почти на год, правда, и стоило это дороже. Впоследствии технологию частично применяли при строительстве моста в Керченском проливе. В качестве нижнего слоя покрытия мостового полотна использовали полимерасфальтобетон, что должно было увеличить гарантийный срок эксплуатации дороги.
Ровно через два года после открытия движения по мосту, на правом берегу была готова новая развязка, при строительстве которой также были применены современные материалы и технологии. В настоящее время продолжается строительство левобережной развязки. Проект предполагает новую дорогу от моста (2,6 км), три путепровода, надземный пешеходный переход и велодорожки. Завершить все работы планируется осенью 2021 года.
Читайте: Нарушение техники безопасности, желание сэкономить и горькие последствия. Как строили Романовский мост