Найти тему

Немецкая медицина: многое зависит от того, откуда приехал пациент.

Немецкая медицина — одна из лучших в мире! Ничего нового я сейчас не сказал. Но если Вы лечитесь в Германии, и Вы не медицинский турист, а проживающий в стране иностранец, в отношении Вас все будет немного по-другому. Иностранные работники, равно как и беженцы в этой стране не являются людьми первого сорта, а значит и подход к ним может быть другой.

Госпиталь Святого Духа в Нюрнберге. Хотели бы там подлечиться?
Госпиталь Святого Духа в Нюрнберге. Хотели бы там подлечиться?

Пункт первый: заплатите домашнему врачу, чтобы он Вам помог.

В Германии мало распространены поликлиники в привычном их понимании. Здесь в основном преобладают практики врачей, и многие бюрократические вопросы, типа получения направления на обследование решает домашний или семейный врач, так называемый Hausarzt. Ему, понятно, выгодно почаще и побольше с Вами поговорить, назначить кучу ненужных обследований, и чтоб страховка за все это заплатила. И если страховка у Вас дешевая, государственная, и сам Вы иностранец, то и отношение к Вам будет соответствующее: врач постарается, если это возможно, не решать проблему, а заработать, при этом отношение к Вам в практике будет примерно таким же, как и в русской поликлинике.

Практики врачей часто размещаются в обычных жилых домах, обычно по соседству с аптеками
Практики врачей часто размещаются в обычных жилых домах, обычно по соседству с аптеками

Перейдем к конкретным примерам:

весной солнечного 2020 года в Германию проник Коронавирус, и как-раз в это самое время я должен был проходить у врача плановое обследование. Прихожу я в практику в маске, чтоб в случае чего вирус не подхватить, а медсестра на рецепшене кричит на меня: «Снимите маску! Вы пугаете других пациентов!» (а у самой, к стати, табличка уже висит над прилавком, чтоб близко не подходили и рук не клали). Потом она отправила меня в маленькую комнату ожидания, где уже собралась толпа из пятерых граждан, некоторые кашляли и чихали. В качестве компенсации за тесноту было открыто окошко, но все равно было душно. Вышел я из комнаты, говорю, что подожду в коридоре, а она опять на меня кричать! И не в первый раз было такое, и до Короны кричала она и на меня, и на жену кричала, и на каждого, кто не немец. Все-таки прошел я тогда обследование, и получил затем из практики письмо, что мол я, такой хулиган, не выполнял инструкции персонала, угрожал, чуть было не начал драку, в связи с чем практика более не будет меня обслуживать. Я, естественно, терпеть этого не стал, и доложил ситуацию в надзорный орган. Те прислали мне в ответ письмо, что никаких нарушений в работе врача найти не могут и утверждений моих недостаточно. Написал я и на портал "Jameda", который публикует отзывы о работе врачей, детально описал ситуацию. Но мой отзыв очень быстро убрали, прислав мне копию письма от доктора, который стал запугивать портал (не меня, заметьте) судебным иском. Вскоре после обследования я, к стати, заболел, но не Короной, а кажется, обычным ОРЗ, поскольку уже через неделю был абсолютно здоров. Что, скажете, в России везде такое, или даже похуже? Ну и замечательно! Значит в случае Вашего переезда в Германию будуте уже морально готовы.

И еще: в ответ на мою жалобу о том, что в практике грубо обращаются с пациентами иностранного происхождения, доктор ответил, что это мол, абсурд, так как в практике есть персонал иностранного происхождения. То есть представьте, оскорбит Вас по национальному признаку какая-нибудь медсестра гражданка Польши или Латвии, поскольку очень не любит русских, а доктор только посмеется.

И таких примеров могу привести уйму, со многими докторами, которых я проходил, в том числе и профильными. Но я имею достоинство, и плохого с собой обращения, равно как и халтурной работы не прощаю. Неоднократно мои отзывы о врачебных практиках на портале Jameda исчезали, (как и большинство негативных отзывов других пациентов, к стати), а больничная касса допускает «второе мнение», так что проще сменить врача, чем общаться с дельцом в белом халате, который не любит иностранцев, или старается заработать, вместо того, чтобы лечить. Поэтому я врачей попросту менял, но их это не сильно беспокоило. В Германии врачей не хватает, потому у любого доктора недостатка в пациентах нет.

Пункт второй: не важно, какой госпиталь, важно, кто сосед по палате.

По сравнению с русскими больничками немецкий госпиталь — это просто космодром! Я в немецких госпиталях и работал, и обследовался, и лежал. И в каких! В Университетской клинике Мюнстера лежал, где закончила свои дни сама Раиса Максимовна Горбачова. Могу эти госпиталя только порекомендовать! Они великолепно спланированы, чистые и аккуратные, оборудование почти всегда современное, персонал достаточно высокой квалификации и получает сравнительно высокую зарплату, что немаловажно: когда работнику хорошо платят, он и работает лучше, и терпит больше, и быкует меньше. Но, понятно, работа тяжелая, и скапливается стресс. И на ком же его срывать, как не на мне!

Не помогли в госпитале? Не страшно, помогут в церкви!
Не помогли в госпитале? Не страшно, помогут в церкви!

Перейдем к конкретным примерам:

В уютный госпиталь в городе Г. заехал я ненадолго, исключительно для медицинского обследования. Обследование я прошел, но сделано оно было так болезненно, что я места себе не находил от боли, и отправился к врачу попросить обезболевающее. Еще во время инструктажа перед обследованием, доктор, к стати, из «русских немцев», разговаривал со мной высокомерно и грубо. После обследования, которое проводил арабский доктор, думаю, весьма квалифицированный, но к сожалению, похоже, криворукий, его русско-немецкой коллега в ответ на просьбу о лекарстве нахамил мне, и в итоге предложил убираться вон. Кое-как доехав домой я справился с болью, и на другой день, когда уже отошел, решил выяснить причины такого обращения. Но позвонив в госпиталь, получил весьма невежливый ответ от медицинской работницы, на этот раз немки, которая отказалась меня с кем-либо соединять. Это меня окончательно вывело из равновесия, и я написал в госпиталь письмо, пригрозив подключить адвоката. Писем немцы очень не любят, но администрация решила не испытывать судьбу и не посылать меня в задницу. Я был вызван на беседу, где несколько милых женщин, предложив мне чашечку кофе, внимательно меня выслушали, принесли извинения, и объяснили, какая непростая работа у медицинского персонала, равно как и у администраторов. Этим я и удовлетворился, естественно, сменив медицинское учреждение для прохождения лечения.

Примеров дурного обращения и открытой неприязни со стороны персонала я мог бы привести еще много, но есть в Германии и совсем другие врачи: профессиональные, участливые, заинтересованные прежде всего в результате, а не в отчислениях больничной кассы, и не делящие людей на своих и чужих. Есть они даже и в Восточной Германии, где я как то раз проходил обследование. Возрастной доктор из бывшей ГДР тогда справился с весьма неприятной и непростой процедурой на отлично! Так что, зависит не только от системы, но и от врача, от его отношения.

Так что, для хорошего лечения в Германии мало выбрать хорошй госпиталь, желательно еще и быть немцем самому, ну или чтобы звезды сошлись, и доктор попался хороший. Таких немало в Германии, а значит, вполне может повезти.