Найти тему
Иван Жилин

Десять альбомов, которые сформировали меня (ч.2)

Оглавление

5. Deep Purple'96 - Purpendicular

Возвращаемся к истории с Queen - тут во многом сыграло роль то, что это мой первый альбом у DP, который я прослушал целиком именно как альбом. Но, согласитесь, он всё же прекрасен - Purple всегда хорош после встрясок состава, а тут окончательное расставание с Ричи привело к просто гениальному диску. Я бы сказал, что это лучший альбом DP за рамками классического Mark II-состава, лучше даже чем Perfect Strangers; к сожалению, коллеги Морса больше не смогли собраться и написать для него столь же хорошую музыку. Особенно прекрасна первая сторона, там шесть блестящих треков подряд, и блестящая фанковая "открывашка" Ted the Mechanic, и лучшая, на мой взгляд, пёрпловская баллада Sometimes I Feel Like Screaming, и воздушная Aviator, в принципе не слишком типичная для DP. Но и вторая не отстаёт, хотя в целом она и не настолько яркая, а на тонкой грани гениальности балансирует лишь Hey, Cisco. В целом это очень нетипичный, но вполне узнаваемый пёрпл, и все ещё живые и даже не слишком старые, и Гиллан всё ещё в неплохой вокальной форме. Я прям даже не знаю, что ещё нужно, чтобы спокойно встретить старость. Ну разве что оркестровая версия Sometimes I Feel Like Screaming с легендарного концерта 2000 года, посвящённого тридцатилетию ещё более легендарного Concerto for Group And Orchestra.

6. Rainbow'78 - Long Live Rock'n'Roll

Как уже много раз в этом тексте отмечалось, чаще всего на меня производят впечатление первые услышанные у той или иной группы диски. Этот не исключение, но хуже от этого альбом не делается. Ну то есть да, Rising круче, но, скажем, Kill the King был написан чуть не одновременно с альбомом 1976 года, и разве это не образец скоростного хард-рока, в котором Блэкмор был, без сомнения, хорош? Разве Gates of Babylon, который Дио продолжал исполнять на сольных концертах чуть не до конца, не прекрасный и эпичный номер? Ну и заглавная вещь, ставшая одним из наиболее значимых рок-гимнов прошлого века. Лебединая песня Дио в составе "Радуги", и Ронни всё так же хорош, и останется таким же великолепным до самого конца.

7. Queensryche'88 - Operation: Mindcrime

Лучший способ полюбить прогрессив-метал даже не зная, что это такое. Концептуальный рассказ о тяжёлой судьбе идейного террориста в дюжине великолепных мелодий, настолько плотно подогнанных друг к другу, что, кажется, сам Господь организовал прямую трансляцию этой музыки из ноосферы прямо в Де Гармо. Не слишком тяжело, очень красиво и доступно. Ни один диск в жанре ни до, ни после, не был настолько успешен, у Queensryche идеально получилось сделать яркий и доступный диск, не жертвуя ничем и не сваливаясь в популярный тогда hair-metal. И не слишком увлеклись именно концептуальностью, забросив главное - музыку. Выбрать какой-то трек для демонстрации очень сложно, наверное, пусть это будет I Don't Belive in Love из финальной части пластинки. Видеоряд, конечно, so 80's it hurts, но что поделать, памятник эпохи.

8. Van der Graaf Generator'70 - H to He Who Am the Only One

Прилагательные "яркий" и, как ни странно, "доступны"- это слова, которые можно отчасти отнести и к этому мастодонту арт-рока. Прогрессивную музыку я в целом люблю, но достаточно избирательно, ближе всего мне именно подход Genesis или VDGG, которые ткали свои эпичные полотна из в целом несложных, но красивых мелодий, правильно сочетающихся и развивающихся. Без особенных там контрапунктов, диссонансов и атональностей, без "музыки для музыкантов", но зато с яркой лирикой и прекрасными аранжировками, в которых основную роль играют духовые Джексона (без них VDGG всё же сильно теряет) и клавиши Бэнтона. Вообще они создают удивительно плотный и насыщенный сануд, и зачем вообще Хэммил позвал туда Фриппа гитарировать - это большой вопрос. С другой стороны, получилось всё равно хорошо, и если вы не слышали первый случай, когда лидер King Crimson был сессионным музыкантом, то лучше поздно, чем никогда.

9. Marillion'83 - Script for a Jester's Tear

А это тот редкий случай, когда неожиданно чувак в колонке пел про меня, эдакий Сэлинджер от музыки. Сэлинджер - потому что в подростковом возрасте я был как громом поражён "Над пропастью во ржи", и на протяжении довольно долгого времени держал её за любимейшую книгу - потому что это было как про меня) . Ну то есть строго говоря, сначала у меня случился сборник Marillion ("ха-ха" три раза), но он начинался со слов "So here I am once more in this playground of the broken hearts. One more experience, one more entry in the diary, self-penned. Yet another emotional suicide, overdosed on sentiment and pride... Кхм, извините, увлёкся. Но это же, чёрт возьми, про несчастливую любовь, и у меня такое ощущение, что ни до, ни после никто не мог сказать эти слова более красиво. С той поры любое подражание фишевскому мариллиону автоматически получает от меня положительные оценки, а фраза Your girl has married your best friend до сих пор воспринимается как самое лаконичное выражение полной безнадёги. Даже не знаю, какой из этих полюсов пластинки красивее - песня про разбитое сердце несчастного шута, или про череду гробов солдат, возвращающихся с изумрудного острова. На самом деле, оба лучше. А лучше их обоих может быть только Misplaced Childhood, но этот альбом относится к другой категории - "10 дисков, которые вы возьмёте с собой на необитаемый остров".

10. Pain of Salvation'02 - Remedy Lane

Вообще вот сейчас, к сорока годам я как-то распробовал Dream Theater, но это сейчас. А в начале века для меня прогрессив-метал укладывался в Queensryche и эту шведскую группу, и всё благодаря вот этому вот альбому. Я по сию пору не удосужился узнать, насколько он концептуален и рассказывает ли какую-нибудь историю, но песни на пластинке подходят друг к дружке как кусочки паззла и создают единое настроение, от оптимистичного старта Of Two Beginnings до мрачного финала Beyond the Pale. Однажды Pain of Salvation выбрали от Швеции участвовать в евровидении, и это была не такая странная идея, как могло показаться - скажем, если отрезать минуту с небольшим хронометража от Undertow, то выйдет отличная пауэр-баллада, подходящая конкурсу по ТТХ. Жаль, что на евровидение группа повезла довольно невнятную Road Salt, но это объяснимо - с Remedy Lane они поставили себе настолько высокую планку, что перепрыгнуть её так и не смогли, как максимум - однажды повторить.

На этом мастер Гамбс прощается с теми, кто по непонятной самому мастеру причине прочитал этот текст до конца и, возможно, даже прослушал песню-другую. Будьте здоровы, слушайте музыку.

(А первая часть этих мемуаров - здесь)