Найти тему
Рисую словами

МОЙ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Так получилось, что я в своё время не расспросила своего отца о его боевом пути в годы Великой Отечественной войны, а сам он рассказывал крайне мало. В молодости, к сожалению, у меня было мало интереса к этому периоду жизни отца, а с годами желание узнать всё, проявляется всё сильнее и сильнее, и в настоящее время я по крупицам собираю сведения о нём.

25 апреля 2021 года исполнилось 25 лет, как моего отца нет на этом свете. А я хочу, чтобы его потомки знали как можно больше об этом замечательном человеке, прожившем простую, но такую трудную жизнь.

В память о нём я пишу всё, что знаю, и что мне удалось узнать. Надеюсь, что у моих детей и внуков, а также внуков моих внуков появится желание узнать о жизни своего деда и прадеда как можно больше. И тогда эти мои записи помогут им.

Он не был великим полководцем, он не был крупным руководителем, и к знаменитостям не относился. Он был простым человеком, но настоящим Человеком, не смотря на сложный характер. И у его потомков есть все основания им гордиться.

Однополчане. Фото  выполнено в 20-х числах мая 1945 года. Победители! Александр Константинович в первом ряду слева. Из семейного архива.
Однополчане. Фото выполнено в 20-х числах мая 1945 года. Победители! Александр Константинович в первом ряду слева. Из семейного архива.

Белоусов Александр Константинович родился 25 октября 1915 года в селе Советка, Неклиновского района, Ростовской области. Он был вторым ребёнком в семье Анисии и Константина Белоусовых. О его родителях, двух братьях и сестре я уже писала, а сейчас хочу написать только о военных годах моего отца.

Лично я знала об этих годах совсем мало. Знала, что служить начал на Кавказе, помню его рассказ, как в одном из кавказских селений его вместе с сослуживцем местные джигиты посадили в глубокую яму в надежде выслужиться перед немцами, когда они войдут в село. Не знаю, сколько пришлось им там сидеть, конечно, меньше, чем известным Жилину и Костылину, но спасла их также, как и литературных героев, женщина-чеченка.

Знала также, что отец участвовал в боях на Саур Могиле и здесь его пути пересеклись с Иваном Болеславовичем Галинским, братом моей свекрови. Во время нечастых их встреч в 70-е годы прошлого века, они много говорили, вспоминая военные годы. Им было что вспомнить. И как жаль, что я не прислушивалась к их разговору! А ведь могла же и вопросы задавать.

Знала я, и не только знала, но и видела, как трудно и больно было отцу, когда имеющиеся в теле осколки давали о себе знать. Он был сильным и мужественным человеком и переносил боль, не показывая её другим. Несколько раз ему вырезали осколки, но где и как я не помню.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

А ещё я знала, что в войну он был шофёром и участвовал в штурме Кенигсберга, и война для него закончилась в Восточной Пруссии. Я считала, что всю войну отец был шофёром. Оказалось, что это не так. В последнее время, когда открылись военные архивы, мне удалось узнать немного больше о его боевом пути. Помогли также и воспоминания моего двоюродного брата Владимира, который был старше меня и отец ему рассказывал о войне. Мне же и моим младшим братьям, а впоследствии нашим детям, он рассказывал только сказки, которые сам сочинял.

К 70-летию Победы военные архивы начали проводить оцифровку, имеющихся у них документов. Работа над оцифровкой на сегодняшний день продолжается. Однако уже сейчас многое можно найти.

На сайте «Найти Героя» я по фамилии нашла отца. У него оказалось много полных тёзок, участников ВОВ, но все они другого возраста или другого места рождения. Среди нескольких тёзок, я, без сомнений, нашла своего отца. Вот так выглядят сведения о нём:

Белоусов

Александр Константинович

гв. мл. сержант

Дата рождения

__.__.1915

Место рождения

Ростовская обл., Большекрепинский р-н, с. Б.-Крепинское

Дата и место призыва

Новочеркасский ГВК, Ростовская обл., г. Новочеркасск

Последнее место службы

49 Гв. сд

Дата выбытия

28.03.1944

Причина выбытия

убит

Первичное место захоронения

Украинская ССР, Николаевская обл., Николаевский р-н, п. Садки, в центре, могила № 55

Источник информации

ЦАМО

Номер фонда ист. информации

58

Номер описи ист. информации

18002

Номер дела ист. информации

196

Я сделала копию этих сведений. Да, это мой отец. Но он не погиб! Он вернулся с фронта, и для него война закончилась в Пруссии. Если бы было так, как указано в сведениях, то не было бы ни меня, ни моих потомков для которых пишу. А мы есть! И мой отец не погиб. Произошла ошибка, каких в годы войны было много. Его ошибочно включили в донесение о потерях.

Из сведений видно, что служил Александр Константинович в 49 Гвардейской стрелковой дивизии. Я нашла информацию об этой дивизии. Она входила сначала в Южный фронт, а затем в Украинский фронт. 28 марта 1944 года, в день, когда по донесению мой отец погиб, 49 Гв СД освобождала город Николаев. Бои шли очень жестокие прямо на улицах города.

Я не могла понять, как такое могло произойти, что его записали погибшим, и не могла понять, как он потом оказался на 3-м Белорусском фронте, и участвовал в штурме Кенигсберга. Ведь, 49 Гв СД после освобождения Николаева, освобождала Одессу, затем Румынию, Болгарию и дошла до Австрии.

Неожиданно мне помог разобраться в этом деле мой брат Кириченко Владимир Степанович. Он старше меня, родился до войны, в 1935 году. В послевоенные годы отец работал комбайнёром, а Вовик во время летних школьных каникул был у него копнильщиком. В минуты отдыха Александр Константинович рассказывал племяннику много военных эпизодов из своей жизни. Не так давно закончилась война и многое сохранилось в памяти.

Среди рассказанных эпизодов был следующий, который и пролил свет.

Во время боя рядом с Александром Константиновичем разорвался снаряд. Он был тяжело ранен и, полагаю, что контужен, так как знаю, что у него была контузия.

- Знаешь, что скажу? – говорил он Вовику, - Мне повезло. Если бы не это ранение, меня бы сейчас не было, как и многих-многих моих сослуживцев, с которыми освобождали этот город Я оказался в госпитале. Хотя и тяжёлое ранение, но я жив. А главное, помимо различных ран, мне оторвало пятку, и после госпиталя, так как я не мог нормально ходить, меня перевели шофёром. До конца войны был за баранкой. Тоже трудно и тоже опасно, но, всё же, легче.

Трудно представить: ему тогда шёл только 29-й год.

Я считаю, что ранение Александр Константинович получил при освобождении города Николаева, а именно, 28 марта 1944года. Именно 28 марта считается официальным Днём освобождения Николаева от фашистов. По всей вероятности, его отправили в госпиталь, а дивизия с боями ушла вперёд. Донесение о потерях было подготовлено 10 апреля 1944 года. А между 28 марта и 10 апрелем были бои за Одессу, и только после освобождения Одессы было подготовлено донесение. Видимо, не было информации, что он находится в госпитале.

Пока я не смогла найти госпиталь, в котором находился Александр Константинович. Изучая дислокацию госпиталей, я нашла только эвакуационный госпиталь № 3977 близ города Николаева, но он начал там работать только лишь с 1 июня 1944 года.

Этот вопрос у меня на сегодня ещё открыт. Если мне удастся найти госпиталь, где лечили Александра Константиновича, то я смогу найти и списки раненных и узнаю куда и когда отца выписали после лечения.

У меня нет точной информации о его переводе в 3-й Белорусский фронт. Надеюсь, что оцифровка документов военного архива продолжается и скоро я смогу это узнать.

Я читала много воспоминаний фронтовиков 49 Гв СД и нашла, что часть этой дивизии с 30. 11. 44г. вошла в состав 3-его Белорусского фронта. Вероятно, таким образом, мой отец и оказался на этом фронте. Это не официальные данные и нуждаются в проверке, но, думаю, что именно так и было.

Сейчас я много читаю о штурме Кенигсберга. Это были страшные длительные

бои. И в них принимал участие мой отец, 29-ти летний молодой человек, на чью долю выпало защищать нашу страну от фашисткой нечисти.

Среди документов военного архива я нашла также и сведения о награждении Белоусова Александра Константиновича медалью «За отвагу», и Орден Великой Отечественной войны 2-й степени.

25 апреля этого года исполнилось 25 лет, как моего отца нет с нами.

А в памяти нашей он сохранился навсегда. Мы помним! Мы гордимся!