В наше время очень популярен туризм. Люди хотят видеть мир, восхищаться творениями рук человеческих. Посещая Афины, Рим и другие города в различных уголках света, человек погружается в прошлое, воображая себя участником тех далеких событий. Приятно наслаждаться архитектурными сооружениями, скульптурами, картинами знаменитых авторов. Но человечество могло бы лишиться этого удовольствия еще в прошлые века, так как нашлись сомнительные личности, которых природа обделила талантом, но их ума хватило на то, чтобы примазаться к чужой славе.
«Слава Герострата»
В Малой Азии, на побережье Эгейского моря город Эфес. Он существовал еще в древности и был известен храмом Артемиды – богини охоты, почитаемой греками. Считалось, что это сооружение было одним из чудес света античного мира. Храм имел очень богатую историю. Богине приносили дары те, кто посещал это святое место. Но нашелся и тот, кто решил «вляпаться» в историю, навечно скрепив свое имя с величайшим сооружением. Им оказался молодой житель города Эфеса Герострат. Если бы этот юноша обладал каким-либо талантом, то до наших дней обязательно дошла бы слава о нем. Но, видимо, единственной способностью, которая у него была – это придумать, как увековечить свое имя, ничем не прославившись.
Ума Герострата хватило на то, чтобы поджечь храм Артемиды. Пожар случился в 356 году до н.э. Жители древнего Эфеса были в шоке от такого поступка. Власти пытали поджигателя, чтобы выяснить мотив его действий. Оказалось, что воспаленное сознание Герострата подсказало, что таким способом он сможет увековечить свое имя. После казни правительство приказало всем забыть имя человека, посягнувшего на священное сооружение. Но шила в мешке не утаишь и стараниями древнегреческого историка Феопомпа, который в своем труде рассказал об этом событии, имя Герострата пережило века. Все, как и хотел поджигатель храма. Выражение «Слава Герострата» применяется с тех пор к людям, которые вписали свое имя в историю благодаря каким-либо позорным поступкам.
Винченцо Перуджа – сомнительный патриот
Много веков спустя, «подвиг» Герострата решил повторить другой мечтатель о славе, если верить словам самого «героя». 21 августа 1911 года сотрудники Лувра и почти вся Парижская полиция были на ногах: из музея исчезла знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи. Осталась одна рама и стекло от шедевра. Единственной зацепкой, кто мог быть причастен к такому преступлению, стал отпечаток пальца похитителя. Полиция сбилась с ног: два года и три месяца о картине ничего не было слышно. И вдруг в конце ноября 1913 года итальянскому антиквару Альфредо Джори пришло письмо, написанное кривым почерком. Какой-то Винченцо Леонарди сообщал, что хочет вернуть картину на историческую родину – в Италию. Он считал, что произведение искусства увез из страны Наполеон, а его народ оказался несправедливо лишен такого достояния.
Однако пламенный патриот своей родины не собирался отдавать картину безвозмездно, а хотел получить за нее 500 тысяч франков. Им оказался сезонный 32-летний рабочий из Италии Винченцо Перуджа. А картина пролежала все это время недалеко от Лувра на съемной квартире, которую снимал похититель. Время от времени итальянец работал в музее, и ему не трудно было попасть в галерею. Когда он оказался рядом с картиной, в зале не было сотрудников. Перуджа спокойно снял с крючков полотно, вынул его из рамы, а затем спрятал под рабочей блузой. Шедевр Леонардо да Винчи не особо велик, его размеры – 53 на 77 см.
Злоумышленник оказался везучим. Дверь, через которую он хотел выйти во двор, оказалась закрыта. Но к счастью Винченцо, оказавшийся рядом служитель музея, открыл ее грабителю, не подозревая, что становится невольным соучастником преступления. Он просто подумал, что рабочему необходимо покинуть помещение.
Интересен факт, почему полиция не раскрыла по горячим следам кражу, если у нее был отпечаток пальца вора. Расследуя преступление, через два месяца служители порядка вспомнили о рабочих-сезонниках и даже сняли у всех отпечатки. Среди их числа оказался и Перуджа. Но они были взяты только с пальцев правой руки, а похититель картины оказался левшой.
Винченцо Перуджа отделался маленьким сроком за такое преступление – 1 год и 15 дней. Скорее всего, суд пожалел «патриота», который настаивал на своих благих намерениях: вернуть картину в Италию. Но после апелляции и этот срок уменьшили: есть тюремную похлебку преступнику суждено было всего 7 месяцев. Вот так, «наследив» в истории, имя ранее никому не известного Винченцо Перуджи, осталось в ней навечно.
Какими бы благими намерениями не были действия этих двух личностей, ясно одно – оба преступники. Один еще в античном мире лишил возможности людей получать душевное наслаждение, посещая храм богини Артемиды, а другой хотел заработать на картине Леонардо да Винчи, прикрываясь патриотическими чувствами. Как не крути, а наследили в истории эти парни, но, как выясняется, бывает слава и с душком.
Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, уважаемые читатели. Пишите комментарии, интересно знать ваше мнение о содержании статей.