В конце 18 века в московских салонах блистали два красавца-поручика, братья Пушкины, Василий и Сергей. «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты» — это прямо о них спел в двадцатом веке Булат Окуджава.
Оба, остроумные, открытые, веселые, обаятельные. И оба поэты. Сергей Пушкин писал французские легкие стихи для собственного удовольствия – это входило в набор светских талантов. Взять, этак, экспромтом, не задумываясь написать милой барышне стишок в альбом, где сравнить ее со всеми известными мифологическими героинями, не переходя при этом границы приличия.
Для Василия поэзия стала более серьезным делом. Он рано вышел в отставку и посвятил себя литературным трудам. Поэтом он стал. И достаточно признанным. Публиковался в альманахе «Аониды», издаваемом Н.Карамзиным, в журнале «Вестник Европы».
Стихи его были во всех отношениях правильны, потому что он добросовестно ориентировался на лучшее, что имелось в русской литературе на тот момент. А что имелось?
Это было время упадка классической поэзии. Она сделала для русской литературы все, что могла дать. Она создала великих поэтов-мыслителей Ломоносова, Державина, Сумарокова. Но ориентироваться на них было невозможно, для этого надо быть подобным им мыслителем. А удобной, обиходной была поэзия Ивана Дмитриева, красивая, изящная, наполненная прекрасными мифолоческими образами. Вот на ней и учились все салонные поэты начала 19 века.
В принципе в самом этом факте нет ничего плохого. Это обычная ситуация для литературы. Масса произведений выпускается в свет, читается, хвалится, используется самыми различными способами. Скажем, в эпоху тотальной диктатуры шоубизнеса поэты стремятся писать так, чтобы это можно было спеть под ходовую музыку с соответствующими телодвижениями. А в начале 19 века писалось так, чтобы можно было с блеском прочесть в гостиной на званом вечере.
Романтизм был еще явлением новым и лишь пробивал себе дорогу. Он был пока непривычен, непонятен и слишком экспрессивен для гостиной, поэтому Василий Львович романтизм не признавал и даже подшучивал над поэтами-романтиками в эпиграммах.
Читать далее http://olgaveiga.ru/vasiliy_pushkin/