Найти тему

Литературные конкурсы: где можно порвать грелку и угодить в чёртову дюжину?

Оглавление

В писательской среде существует два противоположных мнения относительно литературных конкурсов (не путайте с отборами в сборники или журналы, которые проводят разные литературные площадки и издательства, о них расскажу в следующий раз).

Первое: конкурсы нужны только для развлечения, они ничему писателя не учат, а зачастую ещё и приучают писать под копирку на заданные темы. Писатель подстраивается под «тусовку», деградирует и ничего в последствии не добьётся.

Второе: конкурсы позволяют тренировать навык, постоянно держат в тонусе (потому что нужно писать новое под заданные темы), а ещё в пресловутой «тусовке» можно найти друзей и знакомых из числа тех, кто в дальнейшем поможет опубликоваться.

Правда, как полагается, где-то посередине.

Свечу лицом (Фото: Вера Петрова)
Свечу лицом (Фото: Вера Петрова)

Мой личный опыт такой: с 2008-го года я участвовал в паре сотен различных конкурсов и твёрдо убежден, что они помогают примерно так же, как художнику или музыканту помогают каждодневные упражнения. То есть можно сильно повысить свой скилл, причём в различных жанрах. Я не говорю уже о возможностях публикации и постоянного пополнения портфеля. Например, в моём свежем авторском сборнике из девятнадцати рассказов только один не был написан для конкурсов или отборов.

Но я знаю писателей, для которых конкурсы – зло в чистом виде. Они не умеют писать под конкурсы, не умеют в них играть, их злит постоянная конкуренция, токсичность комментариев (а это, увы, распространённое явление), злит навязывание темы и т.д. В общем, каждому своё.

Я всегда рассматривал подобные конкурсы исключительно как место, где можно потренироваться и пообщаться. А если за это дают ещё и «плюшки», то вдвойне веселей.

Итак, побежали.

Рваная Грелка

Давным-давно этот конкурс был культовым местом. Фантасты разных уровней, от дерзких новичков до матёрых классиков, собирались несколько раз в год в «Живом журнале» и мутузили друг друга почём свет стоИт. Среди участников светились, например, Сергей Лукьяненко и Лео Каганов, а орбитрами конкурса были вообще все ключевые фантасты - от Ника Перумова до Генри Лайон Олди.

Сейчас слава немного угасла, но площадка всё равно осталась культовой, это место притяжения многих популярных сейчас фантастов.

Конкурс самосудный (то есть авторы анонимно судят своих конкурентов). Основной жанр: фантастика. Тексты требуются новые, написанные специально для конкурса. Никаких наград, кроме моральных, но порвать грелку всё равно считается большим достижением.

Основной формат: всё в том же «Живом журнале». Несколько раз в год появляется тема (как правило от известных людей или победителей прошлых заходов), под этому тему за три дня нужно написать от одного до бесконечности рассказов, податься анонимно и – погрузиться в незабываемую атмосферу Грелки. Первое, что нужно знать новичкам, на конкурсе приветствуется разгромная критика и панибратское общение (в хорошем смысле этого слова). Второе, если вы автор с тонкой душевной организацией, то сразу настраивайтесь на негатив. Потому что форум конкурса – это гигантская отвязная болталка обо всём на свете, локальная анархия, без оглядки. «Старички» конкурса замечают, что именно в боях за Грелку и куётся настоящий крепкий характер истинного фантаста.

Второй формат: Роскон-Грелка. Всё примерно тоже самое, но проводится для тех, кто планирует лично приехать на фестиваль фантастики «Роскон». Финал проходит очно в рамках фестиваля. Тут, конечно, вес участия намного больше, но не забывайте, что поездка на «Роскон» далеко не всем по карману.

Следить за стартом нового захода можно здесь

Фантлабораторная работа

За странным названием скрывается многолетний конкурс, проводящийся на культовом сайте «Фантлаб».

Основной жанр: фантастика. Схема традиционная: несколько раз в год на сайте стартует очередной заход, объявляется несколько тем, сроки. Рассказы требуются новые, не засвеченные. Конкурс самосудный. Подать можно от одного до трех рассказов. Наград, как правило, не предусмотрено, но часто к конкурсу подключаются составители антологий, издатели или журнальные редакторы и заявляют отбор из финалистов в свои книги и журналы или какие-нибудь ещё плюшки.

В отличие от Грелки, тут не анархия, а деловое общение. Например, можно запросто получить детальный и профессиональный разбор своего текста от анонимного читателя или ввязаться в беседу о пользе вампиров в научной фантастике. В общем, обстановка мирная, интеллигентная.

«Коллекция фантазий» (Колфан)

Многолетний конкурс, переживший как резкие взлёты, так и не менее резкие падения.

Тут всё так же, как и на предыдущих описанных конкурсах. Основной жанр: фантастика. Заходы объявляются несколько раз в год, под определенные темы. Иногда за три первых местах объявляют денежные награды или публикации. Плюс, на площадке «Колфана» можно отслеживать сторонние литературные конкурсы, как правило с денежными призами.

Аудитория здесь почти та же самая, что и на «Фантлабораторной работе». Писатели-фантасты много лет перемещаются с одной площадки на другую, в поисках вдохновения, тренировки и общения. Так что если хотите «влиться в тусовку», то лучше места и не найти.

Отслеживать новый заход можно в специальной конкурсной ветке сайта

Чёртова дюжина

Это конкурс ужасов во всех проявлениях (от мистики, до кровавого хоррора).

Темы нет, главный критерий – попытаться напугать. Публика, как вы понимаете, слегка специфичная, но в целом доброжелательная. Проводится на сайте сетевого журнала Darkermagazine(между прочим, отмеченного международной премией «Еврокон»).

Всё стандартно: рассказы должны быть не засвеченные, первые этапы проходят по схеме самосуда, а вот финал судят специально приглашенные люди из числа популярных писателей, редакторов, критиков.

Конкурс проводится раз в год, а из тринадцати финалистов отбирают рассказы для публикации в тематические антологии, аудиосборники и различные журналы. Есть за что побороться.

В общем, если не знали, куда пристроить ваш мистический рассказ, добро пожаловать.

Отслеживать старт нового захода можно на сайте журнала

Обложка сетевого сборника лучших рассказов конкурса "Чёртова дюжина"
Обложка сетевого сборника лучших рассказов конкурса "Чёртова дюжина"

Не грех будет упомянуть один из самых старых сетевых конкурсов:

Блэк Джек

Он проводится на подзабытой многими площадке «Самиздата». В своё время это был чуть ли не единственный крупный сайт, где молодые авторы могли выложить свои произведения. В конце первого десятилетия двухтысячных издательство «Альфа-книга» набивала свой портфель книгами из ТОПа этого сайта.

Так вот, сайт хоть и растерял былую славу, но авторов и читателей там до сих пор много, а конкурс «Блэк-Джек» проводится каждый год c 2002-го года (для эффекта напишу ещё и прописью – с две тысячи второго!). Судьями конкурса в своё время выступали Святослав Логинов, Лео Каганов, Евгений Лукин. В этом году его судит, например, Андрей Лазарчук.

Хотя, конкурс безгонорарный и рассказы с него никто не берёт в приоритет, попасть в финал считается престижно хотя бы из-за того, что ваш текст прочтут корифеи жанра. Для новичков – самое оно.

Основной жанр: фантастика. Темы нет. Но есть забавное ограничение – текст должен быть не больше 12 тысяч знаков. Кстати, конкурс не анонимный и не против «засветов». Это связано с тем, что тексты читают специально отобранные члены жюри. Я сам судил конкурс много лет, да и сейчас иногда привлекаюсь, выискиваю среди молодых да ранних самоцветы.

Кстати, площадка хоть и считается не очень популярной, но каждый год на конкурс приходят двести и больше авторов!

Новый заход как раз объявлен

Квазар

Не очень крупный, но набирающий популярность. Технически «Квазар» - это название сайта, который был сделан специально под проведение конкурсов. А конкурсы там проходят часто.

Есть основной – «Квазар», а есть много разных тематических. Например, сейчас идет прием работа сразу в два конкурса.

Участие анонимное, самосудное. Разные конкурсы подразумевают награды разной степени крутизны – от денежных, до публикаций. Так же по итогам основного конкурса выпускается журнал с финалистами и призёрами.

Жанры разные, в зависимости от конкурсов. Были мистические, фантастические, готические и т.д. В общем, если не привыкли себя ограничивать, обратите внимание.

Сайт конкурса

И отдельной строкой упомяну сайт "Все конкурсы" - очень полезная штука, чтобы отслеживать в том числе и литературные конкурсы на любой вкус - от прозы до фантастики. Даты, условия, ссылки - всё там.

Что ж, пробежался кратко по тем площадкам, которые в своё время привлекали и меня (да и сейчас привлекают). В следующей статье рассмотрим отборы и конкурсы на ведущих сайтах самиздата и сайтах издательств.

______________________________________

Понравилась статья? Поставьте палец вверх, подписывайтесь и заглядывайте ещё.

Из интересного:

Что такое конфликт в произведениях?

Как составить план книги?