Если вы – частный инвестор и вкладываете деньги в компании малого и среднего бизнеса, эта статья будет для вас полезна. Мы собрали топ-15 неочевидных ошибок инвесторов, которые могут привести к потере доходности или всей вложенной суммы.
Первые пять ошибок – в предыдущей публикации.
Поехали!
6. Не проверять команду
Бизнес делают люди. От действия каждого члена команды зависит результат, к которому может прийти компания. А ваша доходность напрямую зависит от того, насколько профессионально выполняют свою работу производители, маркетологи, дистрибьюторы, продавцы и т.д.
3 фактора “качества” команды, которые можно оценить только при личной встрече:
- экспертность – задавать профессиональные вопросы, проверять план-факт за прошлый рабочий месяц
- мотивированность – выяснить фиксированную и переменную часть дохода ключевых сотрудников
- сплоченность – задавать одни и те же вопросы о планах и перспективах компании разным людям в “непринуждённой” беседе за чашкой кофе.
7. Не проходить “путь клиента” как тайный покупатель
Покупатель продукта или услуги – это главное “звено”, обеспечивающее доходность бизнеса. Если есть спрос, и бизнес качественно его удовлетворяет, ваши шансы на доходность как инвестора выше.
Вы можете не выходя из дома оценить, насколько доступен продукт, “лёгок и приятен” путь покупателя компании.
Оставьте заявку на сайте, дождитесь обратного звонка, получите ответы на вопросы о продукте, приведите несколько возражений, оцените качество работы продавца. Узнайте условия доставки/возможность примерки/возврата продукта.
Общее впечатление от такого контакта с компанией может стать ключевым и поможет принять решение об инвестировании.
8. Верить обещаниям “рисков нет, гарантии 100%”
Инвестирование – всегда риск. Если предприниматель, брокер, инвестиционная компания или кто угодно ещё “клянётся” вам, что рисков вообще нет, бегите от них и ни в коем случае не доверяйте им свои деньги! Это или развод, или некомпетентный “эксперт”.
Осознайте, что решение инвестировать или нет принимаете только вы и вы же несёте за него ответственность. В ваших интересах разобраться в том, какие риски грозят компании и насколько предприниматель готов им противостоять.
Задача предпринимателя – доказать вам, что он знает об этих рисках и имеет реальный план по а) их предотвращению, б) минимизации последствий в случае их наступления.
Вот часть гарантий, которые могут закрыть ваши основные риски:
- личное поручительство владельца бизнеса
- залоги и обеспечения (недвижимость, товарные запасы, залог основных средств, доля в бизнесе, дебиторская задолженность и др.)
- целевой займ, который даёт бизнесу возможность использовать деньги только по прямому назначению
- получение прав учредителя в ООО
- возможность назначить “своих людей” на ключевые должности в компании (финансовый директор/главный бухгалтер и др.)
- доступ к расчетному счету/бухгалтерской/ управленческой отчетностям, круглосуточная трансляция с видеокамер из офиса, производства и т.д.
- возможность регулярно проводить проверки и аудит.
9. Не сравнивать текущие финансовые результаты, привлекаемую сумму и запланированный результат
Адекватность привлекаемой суммы инвестиций можно оценить, запросив у владельца бизнеса финансовый план развития.
Абсурдно, но у 90% предпринимателей, которые ищут
инвестиции в свою компанию, нет такого плана.
Финансовый план должен точно отображать текущие финансовые результаты и будущие, которых удастся достичь благодаря инвестициям в горизонте 1, 3, 5 лет.
План может содержать:
- данные об объёме производства и реализации
- информацию о доходах и расходах
- информацию о кредиторке и дебиторке
- данные о налогах и отчислениях
- управленческую отчетность
- список конкретных действий, которые предстоит совершить
- смету, в соответствии с которой будут расходоваться средства
- и т.д.
Сумма инвестиций, которая привлекается в бизнес, должна сопоставляться с тем, что имеет компания на данный момент. Нельзя, имея один овощной ларёк, привлекать инвестиции на 100 новых ларьков.
В случае запуска работы сразу такого количества торговых точек невозможно качественно обучить персонал, наладить поставки, обеспечить одинаково высокий спрос, элементарно – оформить терминалы для оплаты банковской картой.
Для каждого бизнеса эти факторы специфичны, главное – чтобы предприниматель объективно учитывал их при планировании развития.
10. Не анализировать “гибкость” компании
Реальный пример из опыта нашего портфельного бизнеса:
- Компания производитель женской одежды во время пандемии перепрофилировала часть производства под пошив медицинских халатов и масок, заключила несколько крупных контрактов на поставку этих товаров и сохранила обороты, заработав за “карантинное” лето 2020 больше 21 млн ₽. Для сравнения, за весну 2020 выручка составила 14,9 млн ₽.
История не терпит сослагательного наклонения, но если бы компания быстро не адаптировалась под резко изменившиеся условия рынка, едва ли ей удалось бы увеличить доход в период пандемии.
Вывод: задавайте владельцу бизнеса вопросы о готовности компании гибко подходить к решению непредвиденных сложностей и адаптироваться к ситуации в мире (пандемия, кризис, обвал рубля и т.д.). Главное – критически оценивайте полученные ответы.
Продолжение – в следующей публикации!
__________________________________________________________
Получить консультацию по инвестированию можно на сайте или по телефону 8 (800) 350 93 04
Почта для связи: hello@seryakovinvest.ru
Подписывайтесь на наши социальные сети: Телеграм, Инстаграм, Вконтакте