Найти в Дзене

Куда вложить деньги в 2021 году? 15 неочевидных ошибок инвесторов, которые приведут к потере инвестиций. Часть 2

Оглавление

Если вы – частный инвестор и вкладываете деньги в компании малого и среднего бизнеса, эта статья будет для вас полезна. Мы собрали топ-15 неочевидных ошибок инвесторов, которые могут привести к потере доходности или всей вложенной суммы.

Первые пять ошибок – в предыдущей публикации.

Поехали!

6. Не проверять команду

Бизнес делают люди. От действия каждого члена команды зависит результат, к которому может прийти компания. А ваша доходность напрямую зависит от того, насколько профессионально выполняют свою работу производители, маркетологи, дистрибьюторы, продавцы и т.д.

3 фактора “качества” команды, которые можно оценить только при личной встрече:

  • экспертность – задавать профессиональные вопросы, проверять план-факт за прошлый рабочий месяц
  • мотивированность – выяснить фиксированную и переменную часть дохода ключевых сотрудников
  • сплоченность – задавать одни и те же вопросы о планах и перспективах компании разным людям в “непринуждённой” беседе за чашкой кофе.

7. Не проходить “путь клиента” как тайный покупатель

Покупатель продукта или услуги – это главное “звено”, обеспечивающее доходность бизнеса. Если есть спрос, и бизнес качественно его удовлетворяет, ваши шансы на доходность как инвестора выше.

Вы можете не выходя из дома оценить, насколько доступен продукт, “лёгок и приятен” путь покупателя компании.

Оставьте заявку на сайте, дождитесь обратного звонка, получите ответы на вопросы о продукте, приведите несколько возражений, оцените качество работы продавца. Узнайте условия доставки/возможность примерки/возврата продукта.

Общее впечатление от такого контакта с компанией может стать ключевым и поможет принять решение об инвестировании.

8. Верить обещаниям “рисков нет, гарантии 100%”

Инвестирование – всегда риск. Если предприниматель, брокер, инвестиционная компания или кто угодно ещё “клянётся” вам, что рисков вообще нет, бегите от них и ни в коем случае не доверяйте им свои деньги! Это или развод, или некомпетентный “эксперт”.

Осознайте, что решение инвестировать или нет принимаете только вы и вы же несёте за него ответственность. В ваших интересах разобраться в том, какие риски грозят компании и насколько предприниматель готов им противостоять.

Задача предпринимателя – доказать вам, что он знает об этих рисках и имеет реальный план по а) их предотвращению, б) минимизации последствий в случае их наступления.

Вот часть гарантий, которые могут закрыть ваши основные риски:

  • личное поручительство владельца бизнеса
  • залоги и обеспечения (недвижимость, товарные запасы, залог основных средств, доля в бизнесе, дебиторская задолженность и др.)
  • целевой займ, который даёт бизнесу возможность использовать деньги только по прямому назначению
  • получение прав учредителя в ООО
  • возможность назначить “своих людей” на ключевые должности в компании (финансовый директор/главный бухгалтер и др.)
  • доступ к расчетному счету/бухгалтерской/ управленческой отчетностям, круглосуточная трансляция с видеокамер из офиса, производства и т.д.
  • возможность регулярно проводить проверки и аудит.

9. Не сравнивать текущие финансовые результаты, привлекаемую сумму и запланированный результат

Адекватность привлекаемой суммы инвестиций можно оценить, запросив у владельца бизнеса финансовый план развития.

Абсурдно, но у 90% предпринимателей, которые ищут
инвестиции в свою компанию, нет такого плана.

Финансовый план должен точно отображать текущие финансовые результаты и будущие, которых удастся достичь благодаря инвестициям в горизонте 1, 3, 5 лет.

План может содержать:

  • данные об объёме производства и реализации
  • информацию о доходах и расходах
  • информацию о кредиторке и дебиторке
  • данные о налогах и отчислениях
  • управленческую отчетность
  • список конкретных действий, которые предстоит совершить
  • смету, в соответствии с которой будут расходоваться средства
  • и т.д.

Сумма инвестиций, которая привлекается в бизнес, должна сопоставляться с тем, что имеет компания на данный момент. Нельзя, имея один овощной ларёк, привлекать инвестиции на 100 новых ларьков.

В случае запуска работы сразу такого количества торговых точек невозможно качественно обучить персонал, наладить поставки, обеспечить одинаково высокий спрос, элементарно – оформить терминалы для оплаты банковской картой.

Для каждого бизнеса эти факторы специфичны, главное – чтобы предприниматель объективно учитывал их при планировании развития.

10. Не анализировать “гибкость” компании

Реальный пример из опыта нашего портфельного бизнеса:

  • Компания производитель женской одежды во время пандемии перепрофилировала часть производства под пошив медицинских халатов и масок, заключила несколько крупных контрактов на поставку этих товаров и сохранила обороты, заработав за “карантинное” лето 2020 больше 21 млн ₽. Для сравнения, за весну 2020 выручка составила 14,9 млн ₽.

История не терпит сослагательного наклонения, но если бы компания быстро не адаптировалась под резко изменившиеся условия рынка, едва ли ей удалось бы увеличить доход в период пандемии.

Вывод: задавайте владельцу бизнеса вопросы о готовности компании гибко подходить к решению непредвиденных сложностей и адаптироваться к ситуации в мире (пандемия, кризис, обвал рубля и т.д.). Главное – критически оценивайте полученные ответы.

Продолжение – в следующей публикации!

__________________________________________________________

Получить консультацию по инвестированию можно на сайте или по телефону 8 (800) 350 93 04

Почта для связи: hello@seryakovinvest.ru

Подписывайтесь на наши социальные сети: Телеграм, Инстаграм, Вконтакте