- Всем сердцем соболезную, моя дорогая, - энергично произнес Лев Сергеевич, - скорблю вместе с вами. Но вынужден отказаться. Приехать не смогу. Сами знаете, какая ситуация. Нет, прививку еще не сделал. Испытаний-то всех положенных не прошла пока вакцина наша. Ждем-с. А вы держитесь, все обязательно наладится! Такая уж у вашей мамы видно судьба…
Старенький телефонный аппарат, много чего повидавший и слыхавший, последние несколько месяцев стал настоящим источником почти что фронтовых сводок.
Сначала звонили друзья, сокрушались, что заразились где-то, а ведь старались не выходить лишний раз из квартиры. Затем звонили они же, но уже из палат «ковидных» стационаров. Третий звонок был, как правило, с незнакомого номера. Дети или супруги умерших приглашали Льва Сергеевича проводить товарища в последний путь.
Московскому пенсионеру Льву Сергеевичу исполнилось 78 лет. Он давно жил один. Был вдовцом. Детей никогда не имел. Любил бассейн, теннис и находился в прекрасной физической и интеллектуальной форме.
Все граждане во время пандемии, хотели они этого или нет, становились немного аналитиками. Старались просчитать, что есть общего у знакомых или родных, которые тяжело заболели или ушли из жизни. Есть ли этот признак у меня? Какова вероятность и мне заболеть так же тяжело?
Раздумывал над этим вопросом и Лев Сергеевич. И выходило у него, что чаще болели люди с избыточным весом и малоподвижные граждане. Лечившиеся долгие годы от сахарного диабета и заболеваний легких вроде астмы. Ни того, ни другого, ни третьего, ни четвертого у Льва Сергеевича не было.
Этот вывод приободрил пенсионера.
Лев Сергеевич, несмотря на свой продвинутый, как теперь принято говорить, возраст, был чрезвычайно активен не только физически, но и социально.
Три года назад в своем микрорайоне он организовал некоммерческую организацию «Спортивное долголетие». Спортсмены и спортсменки 55+ встретили инициативу с большим энтузиазмом. Префектура района также откликнулась на актуальный проект, выделив любителям спорта просторное помещение для занятий теннисом.
Сформировалась группа спортсменов-любителей, которая начала участвовать в соревнованиях между районами. Завоеванные призы дипломатично передавались в Префектуру, а на сайте префектуры немедленно размещалась заметка, в которой пенсионеры благодарили руководителей района за предоставленную возможность сохранять в солидном возрасте отличную спортивную форму.
Жизнь в стиле ЗОЖ составляла смысл жизни Льва Сергеевича. Но пандемия, подставившая подножку очень многим проектам, перекрыла кислород и «Спортивному долголетию».
Закрыли на ключ выделенное помещение, ввели запрет на прогулки в парках, специальные службы огородили красными лентами теннисные столы на открытых площадках.
Первое время Лев Сергеевич погрузился в депрессию. Ел, что придется, телефонную трубку не снимал, постоянно слушал политические передачи по телевизору, пытаясь разобраться, к чему нужно готовиться.
Затем решил взять себя в руки и провести «сидение» в изоляции с пользой. Некоторое время назад пенсионер разместил на вкладе приличную сумму денег. Как раз на днях вклад заканчивался, набежали неплохие проценты. Основную часть денег было решено положить на вклад заново, а 0,5 млн. рублей забрать наличными. Примерно на такую сумму Лев Сергеевич решил сделать ремонт в собственной квартире.
Ранее на проценты было запланировано несколько путешествий. Но теперь про поездки лучше было не вспоминать.
Вопрос с мастерами был решен еще год назад. В квартире этажом выше услышал как-то Лев Сергеевич стук молотков и звук передвигаемых шкафов, и поднялся взглянуть, что затеяли соседи.
Бригада из четырех человек узбекской национальности слаженно и в хорошем темпе проводила ремонтные работы. Бросились в глаза аккуратные стрижки мастеров, чистая современная одежда, уважительное отношение их друг к другу.
Лев Сергеевич записал тогда номер бригадира. И сейчас, отыскав его в своем сотовом, позвонил с намерением приступить к ремонту как можно скорее.
Бригадир был прежним, а команда сменилась. Опять пандемия внесла свои коррективы. Часть мигрантов покинула Москву. Лев Сергеевич отметил, что работники стали попроще. Не так опрятны и не так вежливы. Но дело свое они знали.
Сложность задачи была в том, что собственник квартиры никуда не выезжал. Когда ремонт шел в большой комнате, хозяин переходил в маленькую. Когда занялись маленькой, он перебрался на кухню.
Время от времени приезжала машина грузоперевозок, доставляя необходимый материал. Чтобы занять себя, хозяин квартиры сам встречал грузчиков, указывая им место, куда разгрузить товар. Странно, что грузчики не утруждали себя масками и перчатками, думал Лев Сергеевич, отворачивая лицо от очередного сотрудника грузоперевозок, рассчитываясь с ним за доставку. Грузчики могли чихнуть, раскашляться или просто брызнуть слюной при разговоре в сторону Льва Сергеевича.
Все это он в мельчайших подробностях вспомнил в тот день, когда в ванной начали сбивать старую плитку. В этот день у Льва Сергеевича поднялась высокая температура. Сильная слабость в ногах, выкручивающая боль в мышцах заставили пенсионера прилечь.
Лев Сергеевич прожил долгую жизнь и много раз болел гриппом. Ему было с чем сравнить симптомы нынешнего состояния. В этот раз все было по-другому, на грипп не походило.
Вскоре появился кашель. Пришла врач из поликлиники, взяла мазок на ПЦР и велела ждать звонка, назначив целую коллекцию таблеток.
Лев Сергеевич позвонил племяннице Любе. Женщине было хорошо за шестьдесят, и она сама сидела в изоляции. Но на просьбу Льва Сергеевича без промедления откликнулась.
Почему-то долго никто не сообщал о результатах мазка. Люба взялась дозвониться в поликлинику в перерывах между приготовлением еды для Льва Сергеевича и бдительным контролем за работой ремонтников.
Два события совпали. Позвонил медработник и сообщил, что ПЦР положительный. И в этот же час Льву Сергеевичу стало трудно дышать, и вызванная Любой скорая помощь увезла его на КТ, а затем госпитализировала.
В течение двух недель Лев Сергеевич то стремительно шел на поправку, то откатывался в своей болезни назад к ухудшению. А потом - назад от назад.
При госпитализации в приёмном покое его попросили дать телефон кого-то из близких на случай, если что-то пойдет не так. Чтобы врачи могли посоветоваться, если возникнет осложнение. Лев Сергеевич задумался.
Так сложилось, что своей семьи он не имел. Племянницу Любу знал мало, но вариантов не было. Любин телефон остался врачам для связи.
Когда-то у Льва Сергеевича была сестра. Она была старше брата и года два назад умерла. Три ее дочери иногда звонили, поздравляли дядю с праздниками. Одна из них, племянница Люба, жила в Москве, и иногда заезжала к пенсионеру, привозя, например, куличи к пасхе, а две остальные сестры проживали в Талдоме. Их Лев Сергеевич не видел несколько лет. Но, поскольку это были единственные родственники, составляя однажды свое завещание, он указал всех троих наследницами.
Трудно сказать, в результате основного заболевания или какого-то другого осложнения наступил летальный исход.
Только Любе, Любови Павловне, рано утром позвонили и сообщили, что Льва Сергеевича перевели в морг.
«Делать ли дальше ремонт? - было первой мыслью племянницы, - да пусть уж делают, раз дядя, уезжая на скорой, оставил на эту статью расходов необходимую сумму».
Ремонт получился достойный.
«Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе», - писал классик.
А дальше случилось следующее
__________________________________________________
Три племянницы, назовем их Верой, Надеждой и Любовью, похоронив дядю, обратились к нотариусу с намерением вступить в наследство.
Отношения между сестрами испортились еще раньше, когда они делили квартиру умершей матери. Но потом время как-то сгладило противоречия. А совместные проекты, да еще с материальной выгодой в перспективе, как известно, сильно сближают их участников.
Созвонившись, сестры обсудили стратегию. Было решено, что младшая Любовь возьмет на себя все расходы по проводам усопшего. А по факту получения денег сестры компенсируют свою часть понесенных Любой затрат.
Прошло полгода. Нотариус выдал три Свидетельства о праве на наследство. Квартиру тут же выставили на продажу.
Никто из сестер не знал, как продаются квартиры. Но риелтора нанимать не хотели, считая, что комиссия риелтору будет неоправданно высокой. Сосед Любы, молодой человек, работающий программистом, помог разместить объявление и даже принимал звонки. Показывала квартиру со свежим ремонтом сама Любовь. Поскольку жила в Москве, т.е., ближе к квартире.
Недели через две Продавцы получили предложение об авансе от солидной семейной пары. На вид Виктории и Андрею было между 35 и 40 годами. Покупатели производили впечатление серьезных и финансово состоятельных людей.
Так оно и было. Построив каждый на своей работе блестящую карьеру, Виктория и Андрей решили перейти к новой задаче: увеличению семьи с одновременным увеличением жилплощади.
Объект для покупки подбирали ответственно. Даже составили SWOT-анализ, если читатель знает, что это такое. В сильные внешние стороны квартиры записали престижный район, близость к метро, наличие рядом парка для прогулок с коляской.
Виктория и Андрей допустили только одну ошибку. Которая напрочь перечеркнула все их усилия. Покупатели решили не сотрудничать с риелтором. А справиться своими силами.
Во времена интернета многие участники сделок почему-то считают, что достаточно подсмотреть на то, как это делается в чьем-то блоге. И … в бой!
Сколько непоправимых ошибок случается в итоге.
Покупатели скачали на одном из сайтов шаблон договора купли-продажи, арендовали в банке три ячейки и согласовали с Продавцами дату и время сделки.
В назначенный час Продавцы и Покупатели встретились в банке. Подкованные в интернетовской кузнице Покупатели уведомили сестер о том, что готовы оплатить одну ячейку, а оплата остальных двух ячеек ложится на них.
Предположим, что квартира стоила 9 млн. рублей. Эту сумму (за вычетом аванса) Покупатели разложили в три конверта и приготовились заложить в три ячейки. По 3 млн в каждую.
В кассе выяснилось, что аренда у банка каждой ячейки стоит 12 тысяч рублей. Эта информация вызвала смятение в рядах Продавцов. Цена за ячейку показалась им слишком высокой.
И, посовещавшись, сестры решили заложить все 9 млн рублей в одну ячейку. Договор аренды ячейки был оформлен на Любовь.
Подписали договор купли-продажи. 9 млн в ячейку заложили. Документы сдали на регистрацию.
Регистрация перехода права в назначенный день состоялась. Участники сделки собрались в банке. Андрей передал ключ от ячейки Любови, и та вместе с сотрудником банка отправилась в депозитарий за содержимым ячейки.
Прошло 10 минут, 20. Через полчаса появилась Любовь и раздала конверты с деньгами своим сестрам. И тут оказалось, что в те дни, пока шла регистрация, собрались у Любови дома ее родственники. Сначала озвучили свои пожелания и нужды, затем выработали план, как эти нужды удовлетворить. Любовь, по их мнению, должна учесть тот факт, что лишь она одна последние дни досматривала дядю, она одна организовывала похороны.
Поэтому разделить 9 млн по мнению Любиной родни следовало так: Любови – 5 млн., Вере и Надежде – по 2 млн. рублей каждой. Чтобы было по справедливости.
Так Любовь и сделала, задержавшись в ячейке. Перераспределила наследство в конвертах.
Любовь решительно зашагала к выходу из банка, где ее уже ждали сыновья.
Вера истошно закричала и вцепилась в рукав пальто Любови. Хватая ртом воздух, заковыляла, теряя сознания, за сестрами Надежда.
Андрей и Виктория умоляли сестер отдать им расписки. Но сестрам было не до Покупателей. А между тем в договоре купли-продажи был четко прописан пункт, который гласил, что Договор считается исполненным… если расчет подтверждается расписками продавцов.
Пока Вера и Надежда грозили Любови судом, разнимаемые охранником банка, Покупатели Андрей и Виктория независимо друг от друга думали о том, как было бы здорово, если бы их интересы представлял риелтор, который бы подстраховал их от подобных сюрпризов.
Они пока еще не догадывались, насколько реальной для них была перспектива участия в судебных разбирательствах.
(Все имена и события в тексте вымышлены, совпадения случайны)
____________________________________________________________________________
Совет 18. Если продавцов несколько и расчет проводится через ячейки, количество ячеек должно соответствовать количеству продавцов
Добрый день, друзья. Меня зовут Клара Ц. Вы можете написать мне на почту ClaraRoza2021@yandex.ru