В небольшом польском городке Голюб-Добжинь на высоком холме стоит мощный готический замок, верх которого венчает изящная корона. Это один из многочисленных замков рыцарей Тевтонского ордена, построенных крестоносцами на прусских землях.
В конце XIII-го века в результате обмена Тевтонский орден получает местные земли и возводит на них деревянное оборонительное укрепление. Ненадёжность этой конструкции и военно-политическая ситуация привели к тому, что вскоре деревянную крепость заменил каменный монастырский замок.
Строительство, при котором сформировались основные формы готического замка, продолжалось до 1330 года. За это время по всему параметру внутренних стен была возведена пристройка с жилыми и подсобными помещениями образовавшая внутренний двор (детинец).
Замок, находившийся на страже границ Тевтонского ордена, неоднократно подвергался атакам со стороны Польского королевства. В 1329-33 гг. его несколько раз безуспешно штурмовали совместно польско-литовские войска во главе с королём Владиславом Локетеком во время похода на Кульмскую (Хелминскую) землю.
В начале XV-го века активизировалась взаимные враждебные действия между Тевтонским орденом с одной стороны и Королевством польским и Литовским княжеством с другой. В конце-концов противостояние переросло в военный конфликт, названный в истории Великой войной (1409-1411) и, несмотря на то, что в преддверии этой войны великий магистр Ульрих фон Юнгинген лично проверил обороноспособность замка, он с лёгкостью и без особых разрушений был захвачен поляками летом 1410 года.
Факт неудивительный, ибо по описи, составленной рыцарями-монахами накануне своего поражения, в замке провизии было намного больше, чем вооружения. Из оружия ревизором было насчитано всего 17 панцирей, 16 шлемов, 2 орудия для стрельбы оловянными пулями, 28 арбалетов, 3 шатра, 3 седла обычных и 8 рыцарских, а также другой мелкий инвентарь. А вот перечень снадобья впечатляет - на складах замка насчитывалось 6 бочек пива, 230 туш сушеного и копченого мяса, 5 засоленных вола, 3 бочки жира, 800 голов сыра, бочка сливочного масла, 12 бочек сала и 22 бочки соли. В амбаре и мельнице хранились многочисленные мешки с мукой, ячменём, рожью, овсом и т.п. Список живности впечатляет тоже - 192 лошадь, 97 коров, 30 волов, 31 телёнок, 213 свиней, 1161 овца и 500 ягнят. Явно, с едой крестоносцы справлялись лучше, чем с защитой крепости.
В 1454 году разразилась очередная война между Польским королевством и Тевтонским орденом за доминирование на Восточном Поморье. Образованный в 1440 году Прусский союз, в который вошли поморские города, враждебные Тевтонского ордену, поднял восстание и стал захватывать замки и города крестоносцев. В итоге, всё закончилось вторым Торуньским миром, подписанном в 1466 году, при котором Польскому Королевству отошла западная часть владений ордена, в числе которых оказался и замок Голюб. С тех пор замок больше никогда не принадлежал Тевтонскому ордену, а управлять им стали старосты, назначенные по распоряжению польского короля.
Самые значительные перемены во внешнем виде замка произошли после того, как в 1611 году он стал собственностью Анны Вазы - сестры короля Сигизмунда II-го. Избрав его в качестве летней резиденции, она превращает строгий готический замок в ренессансный дворец у подножия которого был разбит сад в итальянском стиле.
XIX-й век не принёс замку ничего хорошего и с каждым годом его состояние только ухудшалось. Во времена наполеоновских войск французы выгнали из замка чиновников и устроили в нём лазарет. Чуть позже, в 1817 году в правом крыле замке устроил себе жилище некий человек по имени Рихтер, и чтобы сэкономить на отоплении разобрал и сжёг деревянную галерею внутреннего двора. В 1831 году новый арендатор замка обустроил на первом этаже коровник, а двор превратил в навозохранилище. После этого в замке была организована тюрьма, а в 1868 году сельская школа. Постаралась и сама природа - два сильных урагана в 1842 и 1867 годах нанесли замку серьёзные разрушения.
Только в начале XX-го века по инициативе кайзера Вильгельма II-го началась реконструкция замка, однако Первая мировая война остановила этот процесс. После её окончания замок вновь становится польским, поляки проводят некоторые восстановительные работы, но теперь Вторая Мировая война вновь изменяет ситуацию. В 1939 году замок был занят немецкими властями, и с 1941 по 1944 гг. его использовали как учебный центр Гитлерюгенд.
В наши дни в замке третий этаж занимают гостиничные номера, второй этаж обустроен под музей, а нижний этаж под различные подсобные помещения. Замок по-прежнему известен проводимыми здесь рыцарскими турнирами, также здесь организуются балы, важнейшим из которых является Большой Новогодний бал.
Ну и какой же замок без легенд и привидений?! Таким привидением здесь является "белая дама", и имя этой дамы - Анна Ваза. Как поговаривают старожилы, её иногда можно застать прогуливающейся по территории замка, одетой в белоснежное платье украшенное жемчугом. Также её реально можно увидеть во время бала в новогоднюю ночь. В какой-то момент свет в зале гаснет, а когда он включается, перед публикой предстаёт облик Анны Вазы в короне и в белом платье. Она развлекается вместе с гостями до рассвета, а потом вновь исчезает.
У этого «чуда» есть небольшой секрет: на стене бального зала висит портрет Анны Вазы, и вот за этим портретом находится потайная дверь, через которую и появляется "белая дама" во время отключения света. Каждый год роль привидения исполняет действующая мисс Польша.
Предание гласит, что "белая дама" помогла пленникам, которые томились в темницах замка во во время интервенции города шведами. Захватчики обложили данью всех жителей, а тех, кто не мог заплатить, брали под стражу и помещали в тюрьму. Исключения не делали ни для стариков, ни для женщин, ни для детей, над которыми издевались и морили голодом. Так бы все и умерли, если бы однажды не появилась "белая дама". Она выпустила из камер заключённых и повела их через тайный подземный ход. Обнаружив побег и потайной лаз, шведы бросились за беглецами. Однако "белая дама" и тут не оставила несчастных без помощи. Неожиданно с холма сорвался огромный валун, который своей тяжестью обрушил ту часть подземного хода, по которой передвигались шведы. Заключённым удалось бежать, а преследователи были погребены под толщей земли. Нынче подземного хода не найти, говорят его замуровали во время очередной реконструкции замка.