Версия первая. Сын князя угличского Владимира, Роман родился за два года до похода Батыя (родители увезли его тогда в Новгород). С 1249 года вместе со своим старшим братом "сел на стол" в Угличе, а после кончины брата правил один. Если верить житию князя Романа, он сам выбрал место для сооружения крепости, которую назвал в свою честь. Лично обошел крутые берега Волги в поисках лучшей дислокации, и заложил храм Воздвижения Креста.
Главный аргумент против версии об основании Романова в XIII столетии прост: Русь крайне обеднела после похода монголов, и мы вообще не знаем крепостей, заложенных где бы то ни было во второй половине того века. Да и в старых городских центрах строительное ремесло находилось в явном упадке. Строили только из дерева, потому что не было ни денег, ни мастеров (они предпочитали работать в золотоордынских городах, где больше платили).
Другой аргумент – монголы запрещали покоренным народам строить крепости. Если князь Роман решился на это, значит, он пошел против воли монголов, и очень при этом рисковал. Известно, что в 1262 году монгольских сборщиков дани выгнали из Ростова, Владимира, Суздаля и Ярославля. Однако сегодня исследователи склоняются к мысли, что это было не системное восстание против монгольской власти, а стихийное недовольство конкретными обнаглевшими сборщиками. Сбором дани тогда занимались купцы-мусульмане, работавшие по откупу. Они допускали много нарушений, к тому же раздражали народ, будучи иноверцами. Когда монголы передали сбор налогов в руки местных князей, “восстания” прекратились.
Кроме того, русские вообще не ставили крепостей против монголов; у степных конников тактика набегов была такова, что они просто обходила укрепленные города и захватывали все, что не охранялось. Все укрепления, сооруженные в XIV столетии в Серпухове или Новгороде, предназначались для отражения русских же князей из сопредельных княжеств. Поэтому единственная причина, которая могла заставить Романа поставить эту крепость – угроза его княжеству со стороны другого княжества. Но мы не знаем о каких-то военных или политических трениях Романа с соседями.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Наконец, чьей слободой была тогда Борисоглебская, позднее ставшая равной частью города? Термин "слобода" относится только к части города, свободной от каких-нибудь налогов. Отдельно стоящие населенные пункты так не назвались. Слово "Борисоглебская" тогда должно было быть названием города, но никаких правителей Борисов и Глебов в тех краях не наблюдалось, а храм с таким названием появился только в XVI веке.
Версия вторая. В 1345 году умирает ярославский князь Василий Давидович Грозный, который делит свое княжество для наследников так, что правый и левый берега Волги отошли разным владельцам. Его сын Василий Васильевич получил правый берег (будущую Борисоглебскую слободу), а другой сын, Роман Васильевич – левый (будущий Романов).
Этот Роман Васильевич остался без столицы, а князю без столицы нельзя: "столица" от слова "стол", а тот, в свою очередь, от слова "престол", в смысле, трон. Роману просто необходим был населенный пункт, чтобы поставить там свой дворец и ощутить себя полноценным князем. Значит, Роман и основал город своего имени. Это больше похоже на правду, потому что в Орде уже была "великая замятня" и Орда уже не могла в полной мере контролировать “Русский улус”. Так что русский князь вполне мог построить крепость где-нибудь в глубинке, не боясь, что монголы это сразу заметят. Но зачем в глубинке крепость? А затем, что Волга стала рекой приграничной, и пусть даже за границей сидел твой родной брат, налицо полный резон защититься от его возможной экспансии.
По Е. Арсюхину и Н. Андриановой
Предыдущие статьи по теме: "Столица вятичей и Пиковая дама", "Военный характер города", "Интрига глохла-глохла, но не заглохла", "Царь имел на собе одеянье плохое...", "Откуда есть пошла русская земля", "Ордынская тактика русского войска", "Кого колонизировали ярославцы"