2021 год - год российских спецслужб. Были раскрыты четыре секретные операции. Наряду с раскрытыми схемами мы можем извлечь некоторые уроки о спецслужбах России.
2021 год - год российских спецслужб. Менее чем за пять месяцев мы узнали о четырех впечатляющих российских секретных операциях:
- Йенс Ф., агент Штази, был пойман в Берлине. Его поймали на продаже планов строительства немецкого бундестага секретным агентам российского посольства в Берлине;
- В Болгарии была обнаружена российская шпионская сеть вокруг бывшего начальника военной разведки Ильи Илиева;
- Вальтер Био, капитан фрегата, был задержан в Италии за продажу секретной военной информации;
- Наконец, в Чешской Республике МВД Чехии установило, что виновниками взрыва на складе боеприпасов в 2014 году стали офицеры российского ГРУ.
Те же самые офицеры, которые стояли за отравлением Новичком первого болгарского торговца оружием Эмилиана Гебрева в 2015 году. 3 года спустя и Сергея Скрипаля. Болгарские власти расследуют, было ли ГРУ также за взрывами на складах оружия Гебрева, которые произошли в то же время.
Не забыты отравление лидера российской оппозиции Алексея Навального в августе 2020 года, кибератака на Solar Winds в 2019 году и атака на Бундестаг в 2015 году.
В целом спецслужбы России вызвали большие волнения. Вот уроки, которые мы можем извлечь из всех этих скандалов.
1. Спецслужбы России находятся в состоянии войны
Спецслужбы России, и особенно военная разведка ГРУ, находятся в состоянии войны. Сирия, Ливия, Средняя Азия, Кавказ и, прежде всего, Украина - Россия ведет войну в этих областях. Действия, подобные той, что произошла в Врбетицах или отравление Гебрева, должны были поддержать военное участие России в этих конфликтных зонах посредством тайных специальных операций. Они нацелены на сторонников военных врагов России. После 2014 года все задержки в совершении серьезных актов насилия на территориях западных союзников будут отменены. Российские спецслужбы находятся в состоянии войны, но они не ведут войну со спецслужбами.
2. Ничего нового
В этих тайных операциях последних нескольких лет нет ничего нового: Йенс Ф. в Берлине, Илья Илиев в Софии, Вальтер Био в Риме - все эти дела являются классическим шпионажем. Новым является только количество выявленных случаев за относительно короткое время. Не ново и то, что российские спецслужбы участвовали в кампаниях по дезинформации: некоторые из них были и раньше - например, КГБ и Штази в 1980-х годах приписали создание СПИДа как биологического оружия американским военным. А нападения на тайных агентов или двойных агентов имели место задолго до нападений на Александра Литвиненко или Сергея Скрипаля: в 1925 году ГРУ отравило своего бывшего агента Владимира Нестеровича в Майнце после того, как он решил сменить работодателя. Даже последняя форма тайных операций, кибершпионаж, не нова: киберэксперт из Университета Джонса Хопкинса Томас Рид утверждает, что тайные кибератаки по сути являются традиционным шпионажем, саботажем и пропагандой, облеченными в новую, цифровую форму. И «новая холодная война», линия фронта которой сейчас проходит через Украину, только возрождает старые традиции в этом отношении.
3. Раскрыты методы российских спецслужб
Подробности действий российских спецслужб также раскрываются их методами. Российские посольства служат точкой доступа, откуда ГРУ и его сотрудничество управляют своими шпионскими сетями в Германии, Болгарии или Италии. Основная движущая сила - деньги, и в случае Германии и Болгарии тот факт, что участники имеют общее разведывательное прошлое, связанное с социалистическими секретными службами, также играет роль. Когда задача состоит в том, чтобы убить или саботировать, команды из расформированного специального подразделения ГРУ, известного как 29155, отправляются в третьи страны, откуда они путешествуют по Европе для выполнения своей задачи. Использование объездных маршрутов, поддельные удостоверения личности, в которых личное имя остается прежним, а дата и год рождения очень близки к настоящим, известны еще со времен советских спецслужб, а также такие привилегии, как вручение призов и отпуск и заботиться об обнаруженных агентах и их близких. Также известен арсенал, используемый российскими спецслужбами: от ядов, таких как новичок или полоний, до огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и инсценированных аварий.
4. Человек остается в центре
Россия - одна из ведущих держав в мировом кибершпионаже, но недавние действия спецслужб показывают, насколько важным остается человеческий фактор. Даже кибершпионаж, как в случае кибератаки на Бундестаг в 2015 году, был успешным из-за человеческой ошибки - в данном случае открытия вложений в файлы электронной почты.
В шпионских историях из Германии, Болгарии и Италии люди, подкупленные деньгами, стояли в центре. Опять же, в провале или раскрытии секретных операций виноваты человеческие ошибки, допущенные офицерами службы. Например, офицеры из элитной части ГРУ 29155 ездили с такими же поддельными документами и поддельными паспортами в Чехию, Болгарию и Англию. После покушения на Сергея Скрипаля в 2018 году эти же офицеры бросили упаковку с ядом в мусорное ведро и вызвали еще одну смерть - британца Дона Стерджесса, ставшего невольной жертвой покушения на Скрипаля.
5. Государственная тайна находится в кризисе
Сегодня, в эпоху социальных сетей, видеонаблюдения и тотального онлайн-общения, такие вещи, как защита личных данных и конфиденциальность, переживают серьезный кризис. Но то же самое касается темных государственных секретов служб, когда они совершают убийства. Об этом свидетельствуют исследования британской платформы Bellingcat. Именно социальные сети, загруженные фотографии, видео и хранящиеся в Интернете данные о беседах или поездках позволили журналистам-расследователям, таким как Эллиот Хиггинс, восстановить важные детали действий офицеров-агентов, в т.ч. их ложные данные, маршруты движения и телефонные разговоры. Своими разоблачениями они показали еще одну вещь: насколько схожи действия журналистских расследований и спецслужб на самом деле: в обоих случаях в Интернете ищут публичную или полуобщественную информацию, восстанавливаются коммуникации, составляются профили трафика.
6. Демонстрация силы или признак слабости?
Российские спецслужбы доказали, что могут действовать в любой точке Европы. По оценке бывшего директора британской внутренней разведки MI5 Джона Сойерса, раскрыто не более 10% операций российских спецслужб. И все же их успех не должен ослеплять нас. Потому что в то же время они являются признаком слабости. Но не только из-за многочисленных сбоев в работе. Тот факт, что эти операции снова и снова проводятся одними и теми же офицерами, показывает, что у служб ограниченные ресурсы. И попытки через третьи страны получить информацию о планах США и НАТО, что является очень трудоемким, дорогостоящим и рискованным предприятием, также указывают на слабые стороны Вашингтона и Брюсселя. Кроме того, потеря политической репутации и санкции дают нам основания сомневаться в успешном балансе этих операций со стороны российских спецслужб.
По материалам Deutsche Welle.
Спасибо, что дочитали до конца!
Признательна тем, кто подписался на мой канал и поставил «лайк» этой статье!
Прошу вас быть вежливыми и конструктивными в комментариях.