Найти в Дзене
Оля Гурская

"Фальшивый металл" в голосе. Часть II. История вопроса.

Массово применяемый педагогами вокала интуитивный подход наводит на мысль о том, что вопросы техники пения исследуются «на ощупь» и велосипед торжественно изобретается каждый раз заново. Между тем, вокальные школы существуют уже по меньшей мере пять веков и все вопросы, по которым ломают копья современные педагоги, уже так или иначе освещены и обобщены в работах вокальных педагогов начала XX в., не говоря уже наблюдениях педагогов более старших вокальных школ. В одной только работе российского и советского фониатра Ф.Ф. Заседателева, впервые изданной в 1926 (!) году, («Научные основы постановки голоса»), уже был обобщен многовековой опыт европейских вокальных школ и выявлены общие физиологические основы, которые используются сегодня в каждой известной авторской методике, независимо от того, какие техники она использует. Massini, Boehner, Walsh, Lablash, Laje, Caccini, Tosi, Lamperti, Garcia, Minstein, - а вы знали эти имена? Неудивительно, что, значительно упрощая объяснение, соврем

Массово применяемый педагогами вокала интуитивный подход наводит на мысль о том, что вопросы техники пения исследуются «на ощупь» и велосипед торжественно изобретается каждый раз заново. Между тем, вокальные школы существуют уже по меньшей мере пять веков и все вопросы, по которым ломают копья современные педагоги, уже так или иначе освещены и обобщены в работах вокальных педагогов начала XX в., не говоря уже наблюдениях педагогов более старших вокальных школ. В одной только работе российского и советского фониатра Ф.Ф. Заседателева, впервые изданной в 1926 (!) году, («Научные основы постановки голоса»), уже был обобщен многовековой опыт европейских вокальных школ и выявлены общие физиологические основы, которые используются сегодня в каждой известной авторской методике, независимо от того, какие техники она использует. Massini, Boehner, Walsh, Lablash, Laje, Caccini, Tosi, Lamperti, Garcia, Minstein, - а вы знали эти имена?

Неудивительно, что, значительно упрощая объяснение, современные авторы усиленно педалируют на разные лады, уже известные истины. Приведу в пример популярную школу Сета Риггса ("Как стать звездой”) или суперпопулярную сейчас, хотя чрезвычайно тяжелую в понимании школу Йо Эстил (Jo Estill), опирающуюся целиком и полностью на физиологические основы развития голоса. Не забудем американку Kristin Linklater и российских авторов, - С. Громов, Л. Дмитриев, С. Кравченко, И. Левидов, Л. Морозов и т.д.

В статье упоминаются работы:

С. Риггc, Как стать звездой, Москва 2000.

K. Salsbury, Estill Voice Training: the Key to Holistic Voice and Speech Training for the Actor, Virginia 2014.

K. Linklater, Freeing the natural voice: imagery and art in the practice of voice and language. Rev. and expandedd, California 2006.

С. Громов, Старые и новые методы постановки голоса. Правильное дыхание. Речь и пение, Сергиев Посад 2000.

Л. Дмитриев, Голосообразование у певцов (Материалы рентгенологических исследований), Москва 1962.

С. Н. Кравченко, Теория и практика вокального исполнительства: исправление дефектов голосообразования, Томск 2013.

И. И. Левидов, Певческий голос в здоровом и больном состоянии, Москва-Ленинград 1939.

Л. Н. Морозов, Школа классического вокала. Мастер-класс, Москва, Ростов, Краснодар 2008.

https://zen.me/N022axx2 Фальшивый металл в голосе. Часть I. Определение проблемы.

https://zen.me/KTKA4xx1 Фальшивый металл в голосе. Часть III. Дыхание.

https://zen.me/G77BOxx1 Фальшивый металл в голосе. Часть IV. "Опора" звука.