Найти тему

Помогут ли маркетплейсы (торговые площадки) малому бизнесу в сельском хозяйстве?

Ситуация с короновирусом дала толчок развитию новых систем продажи товаров, особенно продовольственных.

На слуху маркетплейсы: Озон, Валдберис, Ешь Деревенское, Свое РСХБ, Сбермаркет, Яндекс-лавка.

На них давит правительство, чтобы они поддерживали малый бизнес, и они начинают проводить мероприятия по проведению переговоров с теми же фермерами. Список вопросов следующий:

· о схеме сотрудничества с ними,

· как там выставить свой товар.

Но, пока у мелких сельхозпроизводителей больше иронии, чем веры в развитие отношений.

Первое необходимое требование: было бы интересно сделать для фермеров нормальные договоры без кабальных условий гигантских штрафных санкций на каждый чих, в связи с которыми мало кто с маркетплейсами (сетями) работать хочет.

и 2-е требование:

Время приемки товара должно быть четким, без простоя и ожидания курьерами, что сводит на нет всю логистику в случае со скоропортом, да и остальными продуктами, так как свои водители не у всех, а чужие дерут гигантские деньги за ожидания приемки груза, что съедает деньги и смысл сотрудничества.

И даже есть те, кто попробовал налаживать такие отношения и может рассказать об этом конкретно. Конечно, это мнение Подмосковья, но оно не сильно отличается от ситуации на периферии:

1. Озон и Валдберис не имеют инфраструктуры - транспорт, средства хранения, фасовка и упаковка - для работы с категорией ФРЕШ (то, что требует специальных условий хранения и доставки до покупателя). Они умеют работать только с крупой и тапочками, грубо говоря (в отличие от американского АМАЗОН). И они не готовы, не способны перестроить для этого свою огромную структуру конечных точек доставки. Мероприятия такие они проводят в основном для галочки, чтобы отчитаться перед Правительством - активно работаем, мол, с фермерами.

2. Ешь Деревенское - они не настолько большие, и у них матрица продукции в основном заполнена (особенно сыры и молочка).

3. Свое РСХБ - проект очень перспективный, но он пока не задышал, ну совсем. Нет эффективной модерации продукции. Все, как сорняк, забивает продукция крупных агропромышленных комплексов.

4. Сбермаркет - пока им на пятки никто особо не наступает. Фермеры им особо не интересны. Настроены работать с крупными поставщиками АПК, на которых легче подзаработать.

5. Все проекты Яндекса не больно хотят размениваться на мелочевку. Их нужно серьезно "прогибать" (лучше через федеральные властные структуры, если есть такая возможность).

Есть и другие маркетплейсы интересные. Но, тут с каждым нужно устраивать отдельное мероприятие. И в общем, с любым "крупняком" фермеру есть смысл работать только, если:

1. Есть «облегчённый» договор для фермеров.

2. У них есть отдельная полка для фермерской продукции ( или абсолютно отдельный поиск и маркировка на сайте). Если все смешано с "индустриалкой" - сразу фермеру "трындец".

3. Они имеют возможность работы с ФРЕШ.

4. Для овощей и т. д. - готовы к сезонным поставкам

5. Возможность поставок не по всем магазинам ( для фермера нереально с учетом очередей на разгрузке!), а с РЦ по удобному графику или с отдельными выбираемыми магазинами.

При этом, уже известны случаи, когда эти системы добавляли до 70 % к цене производителя. Может, резонней эти деньги оставить у себя?

А что думаете вы об этой ситуации?

-2