Найти тему
Советское Кино и не только

Отвратительная экранизация Борхеса. Хороший актёр и плохой режиссёр Кайдановский

О вкусах не спорят, но с пеной у рта буду говорить, что 99% так называемого "авторского кино" - это несусветный мусор. Фильм "Гость" Александра Кайдановского - не исключение.

Кадр из фильма "Гость" (1987)
Кадр из фильма "Гость" (1987)

Классический рецепт авторского фильма - возьмите рассказ какого-нибудь философичного автора, например, Борхеса. Напишите на основе этого рассказа сценарий, оставив канву, но добавив псевдоглубоких диалогов. Снимайте обязательно в темноте или сумраке, лучше - на черно-белую пленку. Диалогов - поменьше, пусть зритель думает, он ведь на ваш фильм придет думать, разве не так? И еще пусть напряженно пытается понять - а что там вообще происходит. Внятный сюжет - для слабаков.

И всенепременно насытьте картину естественными шумами: пусть всё время идет дождь, голосят овцы-коровы-куры, скрипят двери, шумит ветер. Режиссёрская находка Кайдановского - тяжелое дыхание. Как будто бегунам-спринтерам не дали отдышаться, а сразу отправили их на озвучку.

Кадр из фильма "Гость" (1987)
Кадр из фильма "Гость" (1987)

Фильм Александра Кайдановского - экранизация рассказа Борхеса "Евангелие от Марка". Рассказ на две странички, фильм - полтора часа. Экранное время чем-то надо было занимать. Оператор Сергей Юриздицкий, ранее работавший с Сокуровым, справился с задачей почти блестяще - кадры выстроены как произведения искусства, как картины. Если бы и сюжетная часть истории была рассказана с тем же талантом - фильм мог бы стать замечательным. Увы, но в таком виде, как есть, "Гость" представляет собой набор красивых картинок. И всё.

Кадр из фильма "Гость" (1987)
Кадр из фильма "Гость" (1987)

Сам Кайдановский говорил о фильме следующее:

Эта картина из ряда общих перевернутых идей. По её сюжету какой-то человек читает в течение всего действия разным нерелигиозным людям Библию. И они, принимая его за Христа, распинают беднягу на кресте. Тут двойная идея. Во-первых, мне кажется, что за поиск веры, как и истины, смельчакам приходится всегда расплачиваться. И, в основном, своей жизнью. В этом — один смысл картины. Второй смысл — сила слова, разрушающая сила неправильно воспринятого слова. Оно играет большую роль в жизни, обладает такой силой воздействия на умы, что если его даже чуть-чуть неверно истолковать, то это может привести к страшным последствиям.

Даже если вам стало любопытно и захотелось посмотреть, то прочтите сначала рассказ Борхеса. Чтоб, хотя бы, понимать - к чему этот весь сыр-бор. Но от себя я не рекомендую, и ставлю два балла, а не минус один исключительно из-за операторской работы.

Впрочем, фильм "Гость" получил призы на фестивалях -

  • Приз экуменического жюри на Кинофестивале в Локарно (1988)
  • Главный приз, приз критиков и приз зрительских симпатий на Международном Кинофестивале авторского кино (Испания, 1988)

Что ж, о вкусах не спорят. Впрочем, мне захотелось посмотреть другие фильмы, представленные на МКФ авторского кино 1988 года - неужели они еще хуже? Хотя, думаю, меня не удивило бы, если хуже...

Оригинал статьи находится в моём киноблоге