Найти тему
История войн и оружия

ВВС Красной Армии против фашистской реактивной авиации. Часть 3.

Ме-262. https://gunsfriend.ru/wp-content/uploads/6/0/0/6009ccdc09ee4e4ff8cdfb8c01285135.jpg
Ме-262. https://gunsfriend.ru/wp-content/uploads/6/0/0/6009ccdc09ee4e4ff8cdfb8c01285135.jpg

Несмотря явный на скорый конец третьего тысячелетнего рейха пилоты реактивных Ме-262 в конце апреля 1945 г. продолжали выполнять боевые задания.

Так как большинство реактивных самолетов люфтваффе работали южнее Берлина, в полосе действий 2-й воздушной армии.

В ее документах зафиксированы встречи с реактивными самолетами.

"В период боев за Берлин и в районе Герлиц противник на участке нашего фронта впервые применил реактивные истребители типа Ме-262 и Хе-280. Ме-262 использовался как истребитель и как штурмовик. По докладам летного состава частей Ме-262 действовали по одиночке, методом «свободной охоты», а иногда и группами из 6 самолетов.      Штурмовые действия Ме-262 производили по автотранспорту на дорогах, по скоплению войск и по аэродромам".

28 апреля 1945 г. пилот Виттбольд из Stab III./JG.7 уничтожил 2 советских штурмовика Ил-2 в окрестностях Бэрвальде в районе Котбуса. Ме-262 подошел на малой высоте сбил один Ил-2, стрелок не успел открыть огонь. Второй Ил-2 дал очередь из основного оружия, но не попал, "Мессершмитт" развернулся и поразил его.

В тот же день одиночный Ме-262 нанес удар по аэродрому Заган, поджег бомбардировщик Пе-2 с бомбами, который взорвался. При взрыве повредился бомбардировщик "Бостон", истребитель из Управления 23-й гвардейской истребительной авиационной дивизии и четыре "Аэрокобры" из 69-го гвардейского истребительного авиаполка, также были ранены несколько человек.

Ме-262 работали и ночью, так в ночь с 28 на 29 апреля несколько самолетов из KG(J)54 атаковали цели южнее Берлина.

Ла-7
Ла-7

29 апреля 1945 г. 4 Ла-7 из 40-го гвардейского истребительного авиаполка, ведущий - гвардии старший лейтенант И. Лишин возвращаясь с боевого задания, на 1 200 м заметили спереди себя и ниже один Ме-262, который штурмовал автомобили на автостраде.

Немец заметил советские самолеты и стал уходить левым разворотом. Лишихин с 450 м, под ракурсом 0/40 дал несколько очередей по "Мессершмитту". Ме-262 развернулся на Лишихина с 400 м дал очередь, советский летчик резко пошел в набор высоты и скрылся в облаках. Ведомый Лишихина - гвардии младший лейтенант Малов произвел две очереди с 350 - 400 м вслед противнику, но без успеха.

Лишихин вынырнул из облаков начал преследование Ме-262, который вновь стал пикировать на автостраду. С 400 м он дал по нему длинную очередь. Немец пошел в набор высоты и на большой скорости ушел в северо-западном направлении.

В это же время 2 Ла-7 того же полка, вели бой с еще одним Ме-262, ведущий пары Листаров пикированием пошел на сближение с ним и с дистанции 400 м, под ракурсом 1/4 произвел длинную очередь. Самолет сделал левый разворот и на большой скорости ушел с набором высоты. После этого Листаров снова увидел Ме-262, который шел с ним рядом и попытался его догнать, но самолет развил большую скорость и ушел от советских истребителей.

Вероятно, гвардейцы 40-го гвиап воевали с Ме-262 из KG(J)6, которые в тот день штурмовали дорогу между Бауценом и Вайссвассером.

В районе Берлина по советским войска работали Ме-262 из I./JG.7. Вечером того же дня бомбардировщики Аr-234 KG.76 штурмовали бронеколонну к востоку от Берлина.

Аr-234
Аr-234

В конце апреля 1945 г. пилот Шлютер из II./JG.7 сбил около Бреслау один Як-9. 30 апреля реактивные "Мессершмитты" из KG(J)54 штурмовали цели южнее Берлина, воздушные стычки с советскими самолеты произошли над Прагой и какой-то немецкий пилот из Stab I./KG(J)54 сбил Ил-2.

В конце апреля истребители провели несколько воздушных боев с Ме-262. Есть факт уничтожения одного реактивного самолета в воздушном бою 30 апреля 1945 г. летчиками 107-го гвардейского истребительно авиаполка.

Один пилот этого полка вспоминал:

"Первый раз этот «мессер» я увидел так – я был в дежурной паре, а он прошел над нашим аэродромом. Мы тогда стояли в километрах 25-ти от Берлина. «Он» пролетел над нашим аэродромом и буквально на глазах у нас стал штурмовать автостраду Бреслау – Берлин. (А движение на ней было интенсивным, готовилась Берлинская операция). Наделал он там «дел» – дым, пожар, взрывы боеприпасов. Потом на штурмовку этой автострады реактивный «мессер» стал летать постоянно, раз в два-три дня, совершенно не обращая внимания, ни на наш аэродром, ни на наши истребители. Кроме того, этот немец летал и с пропагандистской целью – бросал листовки с обращением Гитлера, в окруженные нашими войсками Бреслау и Шпандау (которые к этому времени были в нашем глубоком тылу). Текст этих листовок был примерно такой (нам переводили): «Герои Великой Германии – не сдавайтесь, держитесь! Осталось совсем немного времени, когда я применю новейшее оружие, и мы разобьем большевистские орды! Знак правдивости моих слов – этот новейший самолет! Скоро у нас таких будут тысячи! Держитесь – победа близка!» (Эти города и держались. Они были уже в плотной осаде, а в них трамваи ходили, заводы работали.)

«Надоел» этот «реактивный» нашим так, что от командования нашей Воздушной армии поступил приказ, сбить его любой ценой, вплоть до тарана. Сказать легко, а ты попробуй, когда у него скорость за 800-т. От нас же он получил прозвище «стервятник». Как только кто скажет «стервятник», все сразу понимали, о чем идёт речь.      Сбили его, можно сказать, случайно. Немец просто расслабился. Он настолько презрительно относился к нашим самолетам, что это его и подвело. Была у немецкого летчика привычка – как атаку сделает (а он больше всего «любил» колоны с горючим), так становится в крен и обязательно сделает «кружок», полюбоваться своей «работой». Этот «кружок» получается на скорости где-то 400 км/час. Вот расстрелял он очередную колонну, начал делать «традиционный» «кружок», наклонил самолет и проморгал, взлетевшую с нашего аэродрома шестёрку «Яков», которыми командовал комэск Кузнецов. Вообще-то эти «Яки» шли в прикрытии «шестёрки» штурмовиков, но поскольку «немец» был хорошо виден с нашего аэродрома, то командир полка тут же взлетевшие истребители по рации перенацелил: «Ребята! Бей «стервятника» над автострадой!»

Они его «клещами» атаковали. «По науке», правильно. И начали «поливать» со всех сторон. Увидел их немец, а поздно! Хотя попытался уйти и почти удачно. И вроде бы даже оторвался, пошел на Чехословакию, и наши думали, что уже всё, не догонят. Но тут смотрят – немец вниз и садится «на живот». Значит попали. Прилетели на аэродром, доложили, что сбили реактивный «мессер», но кто конкретно сбил, совершенно непонятно. Стреляли все. Тут шансы на попадание у всех одинаковы, и у «стариков», и у «желторотиков» (в этой шестерке были как опытные лётчики, так и не очень – например, у одного из летчиков это был только второй боевой вылет). Комполка об успехе доложил «в дивизию», «дивизия» – «в армию», «армия» – в Москву. Из Москвы тут же последовал приказ – выделить инженера полка, необходимое количество машин, охрану, и снять с этого «мессера» всё, что только можно! Взяли два «зиса», взвод автоматчиков, техсостава сколько надо и поехали к сбитому.

На месте обнаружили самолет, а невдалеке и труп летчика. Выяснилось, что во время боя, схлопотал «мессер» снаряд в кабину. Видимо этим снарядом летчик был серьёзно ранен. Сил посадить самолет и даже выбраться из кабины у него хватало. Сил хватило даже на то, что бы как-то пройти несколько сот метров, до небольшой речушки. А на берегу, похоже, потерял сознание и от потери крови умер. На трупе нашли и документы, по которым установили, что этот летчик был заводским летчиком-испытателем фирмы «Мессершмидт». (В Братиславе был завод по производству реактивных истребителей, с аэродрома этого завода летал и сбитый «мессер».) С «мессером» наши работали «день и ночь», сняли всё, вплоть до мотогондол с моторами. Потом прилетела пара Ли-2 и всё, что было снято, они увезли в Москву. Ну, а вскоре наши войска взяли Братиславу, так там, на заводе «Мессершмидта», нам досталось и несколько совершенно неповрежденных реактивных истребителей".

В документах 2-й воздушной армии сохранилось описание этого боя. 30 апреля 1945 г. в 17.55 группа из 3 Як-9У и одного Як-9Т 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, ведущий - гвардии старший лейтенант И. А. Кузнецов, вылетела на штурмовку окруженных немецких войск в районе Кумменсдорф, Готов, Шанавейде. В то время когда группа собиралась над аэродромом на высоте 600 м, реактивный Ме-262 пролетел над аэродромом. Аэродромная рация передала эти данные Кузнецову, он заметил самолет впереди себя слева на встречно-пересекающихся курсах и с 200 - 100 м атаковал его и дал приказ всей группе атаковать немца. Огонь он вел из всех трех точек длинной очередью, которую закончил на дистанции 50 - 30 м и наблюдал прямое попадание в самолет. Ведомые Кузнецова Трофимов и Семенов атаковали уходящий самолет противника сзади сбоку под ракурсом 1/4 с дистанции 100-80 м. Каждый дал по длинной очереди из трех точек, зафиксировали прямые попадания.

Кузнецов Иван Александрович Герой Советского Союза. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/e2/Кузнецов_Иван_Александрович.jpg
Кузнецов Иван Александрович Герой Советского Союза. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/e2/Кузнецов_Иван_Александрович.jpg

Ме-262 начал резко пикировать вниз, когда дошел до высоты 100 м, начал резко набирать скорость. В это время самолет загорелся. На 800 м реактивный самолет перешел в резкое пикирование и начал беспорядочно падать. Из самолета выпрыгнул пилот, но парашют не раскрылся. Истребитель упал в 15 км юго-восточнее Форст. Позже был обнаружен сгоревший Ме-262. Установили, что он был цельнометаллический и имел четыре пушки калибра 30 мм.

Як-9У
Як-9У

Неподалеку от самолета нашли погибшего пилота лейтенанта Фрица Кельба, одного из самых опытных летчиков реактивного "Мессершмитта". Помимо Ме-262, он даже летал на ракетном истребителе Ме-163 и даже сбил бомбардировщик Б-17. Второй бомбардировщик он сбил уже на Ме-262.

Ведущий советской четверки Кузнецов тоже был опытным пилотом, он воевал с декабря 1942 г., победа над Ме-262 была записана ему, хотя она являлась групповой. За эту победу он получил орден Александра Невского, а позже получил звание Героя Советского Союза. Лейтенант Трофимов и младший лейтенант Семенов получили за реактивного "мессера" ордена Красного Знамени. Четвертый участник этого боя, который не успел выстрелить по врагу получил медаль "За отвагу".

Советское командование отметило, что успеха удалось добиться внезапностью атаки, к тому же Ме-262 все эволюции в воздухе делал плавно, развороты были пологие.

Возможно, еще один Ме-262 был сбит советскими зенитчиками, но подтверждений этому нет.

Спасибо за прочтение.

Следующая часть и предыдущие.

Советские асы против реактивных истребителей Ме-262. Часть 1.

Советская авиация против реактивной авиации Гитлера. Часть 2.

Советские асы против реактивной авиации Германии. Часть 4.

Источник: О. Каминский В схватках с последней надеждой фюрера. Быков М. Сбить реактивного мессера. Наследие врага Маленькие истории.