М. Зайцев, заместитель председателя Государственной думы по образованию и науке, в частной беседе сообщил, что упорно появляющиеся слухи о возможном отказе от ЕГЭ имеют место.
В России могут отказаться от системы ЕГЭ. Об этом сообщил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев: «Не в этом году, но то, что его отменят, я практически в этом уверен. ЕГЭ, как сама система, себя не оправдала, и возвращение к традиционному формату, оно, конечно, должно быть. В том числе в этом заинтересованы ВУЗы, и в этом заинтересованы люди. Но поскольку систему принимали в течение 15 лет, процесс выхода из этой системы тоже займет достаточно долгое время», – сказал заместитель.
Далее Зайцев объяснил, почему Дума поднимает этот вопрос: «Вся информация, которая к нам приходит, конечно, говорит о том, что ребята с 1 класса готовятся к ЕГЭ, не столько уделяя время предметам, а именно у них с самого детства закладывается, что нужно сдать некий ЕГЭ и они к нему все время готовятся. То есть вопрос не в знаниях, а в получении высоких баллов».
Проблему можно разделить на несколько составляющих:
1. Общество, по словам депутатов Думы, волнует низкий уровень знаний выпускников, ведь каждый с 8-9 класса готовится к нескольким выбранным предметам, запуская всё остальное, а школа, закрыв глаза (второгодников у нас нет!) штампует всем средний балл. Каждый третий выпускник считает, что Солнце – это спутник Земли, что радиация на планете – результат действия производства и атомных электростанций, а в ветреную погоду загореть невозможно, потому что ветер лучи солнечные сдувает и они к коже не прилипают (!). То есть вскоре основная масса выпускников будет общаться на интернет-языке без знаков препинания. Как сказал один из депутатов, «нам некому будет оставить страну». Остаётся с сожалением добавить, что уровень образования никак не влияет на уровень жизни.
2. Депутат заявил, что в отмене ЕГЭ "заинтересованы люди". Прежде всего, это те, кто остался в стороне от дележа средств, отпускаемых на реализацию планов ЕГЭ. А ещё... Вузы заинтересованы в возвращении к старым добрым вступительным экзаменам. Очень заинтересованы. Мой приятель по байдарочным походам, доцент кафедры истории университета, до сих пор вспоминает лихие апрель-май-июнь, когда с утра до вечера к нему шли будущие абитуриенты, которых он готовил (в объявлении было сказано: «Гарантированно!» – поскольку он же и принимал экзамены). Да, была комиссия, но второй член комиссии точно так же готовил своих абитуриентов: диктовались вопросы, даты, герои, а под конец каждый получал инструкцию: «На четвёртой минуте я тебя прерву и задам неожиданный вопрос. Записывай этот вопрос и, естественно, ответ, вызубришь наизусть, и не вздумай со мной поздороваться по имени-отчеству!» Вот к этому мы вернёмся, и умные мальчики и девочки из райцентров, маленьких городков и тем более сёл и деревень почти стопроцентно не будут конкурентами не только столичным и питерским, но даже выпускникам областных центров.
А дальше начнутся известные игры со средним баллом аттестатов, который станут прибавлять к баллам приёмных экзаменов. («Ну, что Вам стоит, Мариванна, поставьте Леночке по вашей литературе четыре, она же на биофак пойдёт, ей баллы нужны, а Ваша литература там не влияет!»), а потом чехарда с направлениями из департаментов (которые тоже получат только приближённые к начальству) – они и сейчас есть, эти направления, а тогда их ценность возрастёт многократно.
Вице-спикер Госдумы П. Толстой заявил, что пора думать о возврате к традиционному образованию, «где содержание всегда было важнее формы, без ГИА, ЕГЭ и других аббревиатур».
Идея хорошая, только как это отразится на выпускниках? Опять ломка уже устоявшейся, да, не самой идеальной, но системы, к которой как-то приспособились и ученики, и учителя. Опять перемены, опять на ходу, как всегда, в разгар учебного года? Понятно, что не завтра, но раз такие сообщения появляются, какой-то процесс начался? Очевидно, идёт упорная подковёрная борьба. Наверно, кто-то победит, но это явно будет не школьник.
Думаете, идём к добру? А можете назвать подряд три каких-то новшества, которые изменили нашу жизнь к лучшему?