В итоговом материале о ярких образцах корейского кино мне хотелось бы поведать о таком своеобразном жанре, как альтернативная история. А поскольку он еще и сдобрен горячей мелодрамой, впечатления от него совершенно особые на фоне скрытных и лаконичных картин, рассмотренных ранее. Обнажение душ и тем более тел в восточной культуре все еще остается неоднозначным вопросом. С одной стороны азиаты знают толк в науке любви, а с другой природная сдержанность окрашивает ее в драматичные и тревожные краски. Во всяком случае в фильме «Ледяной цветок», снятом в 2008 году, обстоит именно так.
Почему я отношу эту картину к альтернативной истории? В основе творения режиссера Ю Ха лежат события XIV века, когда государство Корё было под правлением монгольской империи Юань. Некоторые источники гласят, что король Кон Мин, родившийся в 1330 году, имел нетрадиционные любовные наклонности и принимал в команду личных телохранителей только самых красивых юношей. От одного из них забеременела вторая супруга короля, который решил его убить, но другие телохранители расправились с ним самим. Однако другие историки полностью опровергают эту версию. Поэтому стоит рассматривать «Ледяной цветок» исключительно как красивую и жестокую фантазию.
По сюжету молодой король Корё (актер Чу Чжин Мо) состоит в любовной связи со своим главным телохранителем Хон Римом (актер Чо Ин Сон). Тот вместе со своими подчиненными живет во дворце и служит королю с детства. А у короля, согласно законам, есть супруга, принцесса империи Юань (актриса Со Чжи Хе). Он относится к ней с уважением и даже нежностью, но не может любить ее как женщину, в то время как империя всерьез озабочена отсутствием у четы наследника.
В конце концов король почти смиряется с тем, что скоро потеряет трон, и предлагает королеве возвращаться на родину, но та отказывается. И тогда ему приходит в голову безумная мысль: приказать своему возлюбленному переспать с королевой и зачать ребенка, которого король выдаст за родного.
Дальнейшие события довольно предсказуемы: Хон Рим, которому навязали сначала любовь с мужчиной, а теперь — с женщиной, открывает свое истинное страстное начало, а в королеве пробуждается долго подавляемая женская сексуальность. Король понимает, что его план зашел слишком далеко, - телохранитель начинает встречаться с королевой уже без его ведома и согласия и даже оказывает ей трогательные знаки внимания (присылает целебный чай, когда та заболевает). В какой-то момент Хон Рим избирает преданность королю и отказывается от возлюбленной, но тут выясняется, что королева беременна. И то, что должно было принести в королевство радость, начинает цепь кровавых событий…
История получилась крайне противоречивой, хотя никого не оставила равнодушным, - каждый зритель видит в ней что-то свое. Кто-то сочувствует королю, кто-то — Хон Риму и королеве, а кто-то — только телохранителю, так как он из всех троих был в самом уязвимом, подневольном положении. С другой стороны, короля и королеву тоже сложно обвинять — оба сызмальства воспитывались как «особые» персоны, которым дозволено гораздо больше, чем простым смертным. Да, идея короля ужасна, а его поведение в конце и вовсе безумно, но я допускаю, что он искренне воспринимал Хон Рима как свою собственность и ему в голову не приходило предположить иное. Что же касается королевы, то у нее еще более острая ситуация: она долгое время чувствовала себя дорогой и красивой ритуальной куклой, а теперь у нее появилась своя «игрушка» и терять ее она совсем не желает.
Кроме того, измена супруги и телохранителя происходит в самый неподходящий момент — когда против короля плетутся заговоры, за которыми стоит Юань, и банальный адюльтер в дворцовых интерьерах превращается в государственное дело. Тут уж наивно ожидать терпимости от правителя, ущемленного и в политическом, и в мужском плане.
В фильме очень много сценических «ружей» и все они выстреливают в нужный момент. Каждый персонаж наделен индивидуальными и яркими чертами: у короля это любовь к внешней красоте и страсть, странно сочетающаяся с холодным расчетом, у Хон Рима — преданность и совестливость, у королевы — чувство гордости и женская нежность. Все актеры прекрасно справились со своими сложными ролями. И кроме того, в фильме просто великолепный визуальный ряд и музыкальное сопровождение. Каждый пейзаж, каждое одеяние и украшение, каждое шикарное и холодное празднество и каждая любовная сцена вызывают эстетическое удовольствие.
Но одним из самых острых вопросов вокруг этого фильма остается следующий: было ли чувство между Хон Римом и королевой любовью или только страстью? И любил ли он в таком случае своего короля? У меня на этот счет не сложилось однозначного мнения, хотя финальные кадры с охотой двух прекрасных юношей получились очень убедительными и вдохновенными. А в линии с королевой мне все-таки очень не хватает духовной близости между ними. Понятно, что молодые люди в разгар отношений, да еще когда подстегивает секретность и опасность, сосредоточены на страсти, но даже в такие моменты можно показать что-то еще помимо секса. Например, Хон Рим мог бы рассказать любимой о детстве, о родителях, у которых его отняли, чтобы отдать на службу королю, о страшных моментах в сражениях, а она ему — о своей родине, о том, какие чувства вызывал у нее король, о тоске в роскошных и бесчувственных дворцовых стенах. Если бы этому уделили немного времени, чуть сократив затянутые откровенные сцены, ответ на вопрос короля - «Это была только страсть, никакой любви?» - был бы однозначным. А так остается впечатление, что фильм гораздо больше о власти, лжи и одиночестве, в котором каждый герой пытается согреться как может, чем о любви. Но посмотреть его безусловно стоит.